Стилистика и литературное редактирование. Константинова Л.А. - 77 стр.

UptoLike

Составители: 

44
«Существительные все названы. Что делать писателю? Оттенять их эпитетами (т.е.
прилагательными) и расширять запас образно-художественных определений. У Пушкина при
слове ум употребляется более 50 эпитетов (гордый, дерзкий, хладный и др.)».
Прилагательное не столько называет, сколько характеризует предмет.
Прилагательные расцвечивают текст, придают ему оценочную окраску, при этом возможно
акцентирование, подчеркивание наиболее важного эпитета:
Представьте себе иностранца, выброшенного сегодняшним утренним поездом в
Париж, человека одинокого... – право, кажется и он не найдет возможности соскучиться в
своем одиночестве. Солнце веселое; воздух веселый, магазины, рестораны, сады, даже
улицы и площадивсе веселое. И тут же рядом, налевовеселый Тюльерийский сад с
веселыми группами детей, направовеселая масса зелени...
Веселое солнце льет веселые лучи на макадам улиц, и еще веселее смотрится и играет
в витринах ресторанов и магазинов.
(Н. Щедрин)
Значение качества может выражаться и сочетанием существительных: писчая бумага
бумага для письма, деревянный столстол из дерева, весенний месяцмесяц весны.
Между этими синонимичными оборотами есть тонкие стилистические различия. В
сочетаниях с прилагательным обозначается один предмет, дополняемый указанием на его
признак. Сочетание же двух существительных вызывает отчетливое представление двух
предметов. Так, когда мы говорим улицы города, мы представляем себе также и город, чего
нет в выражении городские улицы.
В одном из романов Ф.М. Достоевского есть фраза На ногах его были
толстоподошвенные башмаки. Писатель вполне мог сказать: башмаки с толстыми
подошвами. Однако это уводило бы описание в сторону, слишком большое внимание
уделялось бы башмакам.
Поэтому Достоевский использует неологизм толстоподошвенные, подчеркивая
признак, имевший, по-видимому, не частное, а более широкое значение, характеризовавший
героя, его непритязательность, простоту.
В других случаях оказывается важным подчеркнуть детали, представить понятие
расчлененно. И тогда используется сочетание существительных: Хорошо относился ко мне
темный человек Трусов, благообразный, щеголевато одетый, с тонкими пальцами
музыканта (М. Горький).
С тонкими пальцами музыканта выразительно характеризует облик героя: у читателя
возникает представление о пальцах и о музыканте. Здесь прилагательное (музыкальные
пальцы) было бы менее выразительно, неуместно.
Прилагательное дает качественную характеристику предмета, указывает на его
устойчивые свойства, а косвенные падежи существительного указывают только на
отношения между двумя предметами, которые могут быть лишены постоянства,
длительности и характерности. Ср.: ловкость кошкикошачья ловкость, забота матери
материнская забота. Прилагательное характеризует здесь признак, свойство вообще
(кошачья ловкость это «ловкость не только кошки»), косвенный падеж существительного
указывает на конкретный субъект, которому принадлежит признак.
Существенны стилистические различия полных и кратких прилагательных. Как
правило, полные прилагательные обозначают постоянные свойства, краткиеврёменные: он
веселый (постоянный признак) – он весел (временный признак – «весел сейчас, в данный
момент»); он красивыйон красив и т.д.
Кроме того, краткие прилагательные по сравнению с полными имеют более книжный
характер. Поэтому они выражают качества, признаки ярче, категоричнее. Ср., например,
нагнетание кратких прилагательных, имеющее иронический характер, в произведении
М. Булгакова «Театральный роман»: Чист, бел, свеж, ясен, весел, прост был Измаил
Александрович.
Разумеется, здесь охарактеризованы далеко не все выразительные ресурсы