ВУЗ:
Составители:
45
прилагательных. Практически (да и теоретически) они неисчерпаемы. Художественная
литература, публицистика раскрывают все новые возможности этой части речи и ее
категорий. Рассмотрим еще один пример.
Все темней, темнее над землею –
Улетел последний отблеск дня...
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Это строфа из стихотворения Ф.И. Тютчева «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.»
Обратим внимание нам первую строчку. Здесь рядом поставлены краткая и полная формы
сравнительной степени прилагательного темный. Полная форма, на которую падает
логическое ударение, усиливает впечатление сгущающейся темноты. Эффект строится на
фонетическом удлинении и повторении слова. Удлинение наглядно (фонетическими
средствами, заложенными в грамматической форме сравнительной степени) передает
интенсивность действия, читатель почти физически ощущает сгущающуюся тьму.
Для описания стилистических ресурсов морфологии важное значение имеет
лингвостатистическое исследование русского языка. При общем (сходном) распределении
частей речи по стилям нагрузка каждой из них неодинакова в разных стилях. Так, в
публицистике особую нагрузку несут части речи, способные выражать оценку.
Сопоставление всех частей речи с этой точки зрения позволяет выделить, в частности,
признаковые части речи – прилагательное и наречие. Первая имеет характеризующее
значение и тем самым включает в себя оценку; вторая – наречие – выражает признак
признака и также имеет оценочный характер. Именно эти части речи широко
распространены в публицистике и имеют здесь высокий удельный вес.
Так, доля прилагательных в публицистике гораздо больше, чем в художественной
литературе. В 15 выборках у М. Горького их 1867, у А. Коптяевой – 1943, у К. Паустовского
– 2277, в газетных же и в журнальных статьях соответственно 3028 и 3032, т. е. в полтора
раза больше
35
. Результат на первый взгляд может показаться несколько неожиданным:
интуитивно мы привыкли считать, что как раз в художественных произведениях наиболее
широко распространены прилагательные-определения, эпитеты (например, в пейзажных
зарисовках, при описании внешности героев и т.д.). Однако статистические данные
опровергают это интуитивное представление. Высокий процент прилагательных-
определений объясняется сильнейшей потребностью публицистики
в оценке описываемых
предметов, явлений, событии. Это одна из глубинных и фундаментальных характеристик
газетно-публицистического стиля.
Неограниченными выразительными возможностями обладают все части речи, даже
такая, на первый взгляд «сухая», как числительное. Вот характерная иллюстрация.
Смерть говорит: «Прочь!
Ты же один, как перст.
Против кого ты прешь? Против громады, Эрнст!
Против
Четырехмиллионопятьсотсорокасемитысяче
-
восемьсотдвадцатитрехквадратнокиломет-
рового чудища»...
(А. Вознесенский)
Созданный поэтом неологизм-монстр, представляющий собой прилагательное,
образованное от сочетания 4 547 823 м
2
призван своей неуклюжестью, громоздкостью,
необычной длиной наглядно, графическими и грамматическими средствами передать
устрашающий облик чудища.
Таким образом, морфология содержит значительные ресурсы выразительности. Суть
35
См.: Хаблак Г.Г. Грамматические особенности газетно-публицистической речи (морфология и
словообразование) // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. – 1984. – № 5. – С. 36.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- …
- следующая ›
- последняя »