Философия науки. Корниенко А.А - 95 стр.

UptoLike

Рубрика: 

скорость распространения электромагнитных взаимодействий
конечна. Такие догадки высказывали К.Ф. Гаусс (1845 г.), Б. Риман
(1858 г.), М. Фарадей. То есть эта идея уже была фактически
обоснованной догадкой, но еще не стала гипотезой-теорией.
В-третьих, границы и объем системы знаний в качестве теорий
не являются строго определенными в науке. Отсюда очень сложно
подобрать критерий, на основании которого систему знаний можно
назвать гипотезой-теорией. А если учитывать то, что главное в
гипотезе это качественная сторона содержащегося в ней знания,
выраженное в вопросе «какое знание?», то различные формы
гипотетического знания по сути неотличимы друг от друга. Поэтому
гипотеза как может представлять собой разработанную (почти до
уровня теории) систему знания, но может таким образом и не
представлять. Но важно то, что ни одна не может ограничиться лишь
голой констатацией новой идеи. Она должна быть содержательно
обоснована и фактически достоверна. А поскольку эти условия
сложно выразить в одном суждении, то гипотеза будет представлять
собой результат эволюции от догадки к гипотезе-теории. Именно ее
императивность на системную оформленность и будет
свидетельством ее научности, где основная идея (центральное ядро
гипотезы) станет выступать в качестве системообразующего начала.
Статус гипотезы в научном познании. Вопрос о статусе
гипотезы предполагает собой решение вопроса о самостоятельности
гипотетического уровня научного познания. Ответ на поставленный
вопрос предполагает обозначение гипотетического уровня познания в
качестве необходимого этапа. Если гипотеза не обладает подобным
статусом, то тогда она является эпизодически возникающей формой,
вариантом, по которому устремляется познавательный процесс науки.
Все же представляется, что гипотеза является необходимой
формой и этапом научного познания, так как она подчеркивает
специфику познавательного процесса в науке. Такая ситуация
определяется особенностями человеческого мировосприятия. Так мир,
который человек обозначает в качестве объекта, может быть
представлен в человеческом сознании только в зависимости от
свойств человеческого восприятия мира (разумного, чувственного и
т.д.). Такой особенностью человеческого мировосприятия является
факт того, что мир не осмысляется субъектом как нечто
самоочевидное. Суть мира (вещей, явлений, процессов) не дана
человеку в ощущениях и в восприятиях. Суть мира и его чувственная
данность не тождественны друг другу, они не совпадают друг с
другом. В каждом отдельном явлении может проявиться множество
смыслов (тогда мы имеем дело с полифоничным явлением), и
95