Русская философия: В. Розанов и метафизика пола. Королькова Е.А. - 21 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

21
Девушка без детей – грешница. Это “канон Розанова” для всей
России».
51
«Канон Розанова» осуществит только младшая дочь Надя (1900–
1956). Сын Василий умрет в октябре 1918 г. от воспаления легких, смерть
сына станет причиной апоплексического удара отца; смерть отца подтолк
нет к самоубийству двадцатидвухлетнюю дочь Веру (31 мая 1919 г.). Варя
умрет от голода в Рыбинске 1943 г. Старшая дочь Таня проживет
80 лет (1895–1975), она сохранит архив отца и напишет много пре
красных слов о В. В. Розанове и его семье.
Тайна рождающего бытия
В 1901 г. вышла в свет книга В. В. Розанова «В мире неясного и
нерешенного», она посвящена проблеме пола, той области бытия и зна
ния, которую сам автор определил как самую темную и неясную сферу
жизни. Эта тема, по мнению писателя, представляет собой тот центр,
откуда ведут дороги как в религию, так и в философию, отсюда начина
ется и сама история человека. Тема пола пленила мыслителя, вокруг
нее вращается вся его мысль, с ней связаны его чаяния и идеалы, и ей
посвящены все вздохи и непрерывное «выговаривание» писателя. Об
ладая необыкновенным даром слова, Розанов заговорил о половой сфе
ре так ярко и красочно, что взволновал самые разные круги общества.
Один из современников так высказался о его речи: «Это какаято сла
вянская вязь, запутанная, сложная в своей прихотливой изогнутости
и посвоему красивая, красивая именно в своей своеобразной уродливо
сти, в юродивости своей. Замечательно интересный писатель!».
52
З. Гиппиус назвала Розанова редчайшим явлением в культуре, она
пыталась постигнуть «ценность этого говорящего явления»: «Так на
зываемые розановские “вопросы”, – то, что в нем, главным образом?
жило, всегда его держало, все проявления его окрашивало, – было шире
и всякого эстетизма и уж очевидно всяких “политик”. Определяется
оно двумя словами, но в розановской душе оба понятия совершенно
необычно сливались и жили в единстве. Это Бог и пол.
Шел ли Розанов от Бога к полу? Или от пола к Богу? Нет, Бог и пол
были для него, – скажу грубо, – одной печкой, от которой он всегда
танцевал. И, конечно, вопрос “о Боге” делался благодаря этому совсем
новым, розановским, вопрос о поле – тоже. Последний “вопрос” и вооб
щето, для всех, пребывал тогда в стыдливой тени или загоне».
53
51
Розанов В. В. Опавшие листья (Короб первый). С. 125, 160.
52
Волжский. Мистический пантеизм Розанова // Розанов В. В.: pro et contra.
Т. 1. С. 426.
53
Гиппиус З. Н. Задумчивый странник // Розанов В. В.: pro et contra. Кн. 1. С. 149.