Составители:
Рубрика:
22
В книге Розанов преследует цель понять, почему пол как корень и
основание бытия в себе, как жизненная ткань сущего так глубоко со
крыт? Почему пол – «страшилище порока», «чудище мерзостей», «Пан
дорин ящик»? А может быть, он является «обителью непорочных, род
ником именно и специально непорочнейшего в мире, – и, наконец, пря
мо ковчегом, где сокровенно сохраняется какаято вечная и неистощи
мая, льющаяся в мире святость».
54
Он говорит, что все люди «инстин
ктивно чувствуют, что загадка бытия есть собственно загадка рождаю0
щегося бытия; т. е. что есть загадка рождающего пола».
55
Как приотк
рыть завесу пола, а, самое главное, где найти те слова, с помощью кото
рых можно было бы о нем полно и откровенно рассказать?
В области пола должна быть атмосфера застенчивости, смирения,
скромности и что, не менее важно, молчания. Удивительно, пишет ав
тор, когда все же начинаешь говорить на тему пола, то возникает чув
ство, «с которым у человека «прилипает язык к гортани», он «не нахо
дит слов», «не смеет» говорить, как только подходит к корню и основа
нию бытия в себе».
56
«Но едва дело касается полового лица – как оно перестает громко
говорить, речь его переходит в шепот, да и мы сами о нем шепчемся.
Мне тоже следовало бы так говорить: но мне – только мне, последнему,
необходимо прорваться, чтобы выговорить наконец слово…».
57
Роза
нов писал о поле, потому что это было ему близко и больно, потому что
было связано с его личной жизнью. Он говорил о поле всегда, и если в
живом общении шепотом, пианиссимо, то в литературе его голос зву
чал фортиссимо – громче и сильнее всех голосов писателей и философов
мира. Мощнее даже Ф. Ницше.
Розанов признается: «Я разболтал Божию тайну, которая должна
быть сокровенною, “во мгле”».
58
Разболтал всему миру о том, о чем
следовало молчать? Почему это сделал? Потому что люди утеряли тай
ну пола, жизни и бога, потому что святая основа жизни поругана и
извращена. Поэтому писатель ставит задачу спасти пол, пролить на
него божественный свет. За помощью он обращается к «седой древнос
ти», к язычеству: в Иудее и в Египте искатель найдет именно тот клад,
который его душа так жадно искала. Ему станет родным пантеизм с его
обожествлением жизни в ее бесконечной силе и творческой мощи.
54
Гиппиус З. Н. Указ. соч. С. 149.
55
Розанов В. В. Возрождающийся Египет// Собр. соч. М.: Республика, 2002.
С. 20.
56
Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного. Из восточных мотивов// Собр.
соч. М.: Республика, 1995. С. 21.
57
Там же.
58
Розанов В. В. Возрождающийся Египет. С. 103.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- …
- следующая ›
- последняя »