Составители:
Рубрика:
23
Великий Пан не умер: «Звезда и цветок имеют много богоприсут0
ствия в себе».
59
Пан в древнегреческой мифологии является богом при
роды, олицетворением ее жизни и святости, а пантеизм проявляется в
мироощущении: «везде – боги», в скромном и малом, в непритязатель
ном и тихом признании, что «Бог» везде живет; что все благо и свято,
куда ни обратишь взор».
60
В пантеизме природа предстает как бог, ку
мир, фетиш. Человек языческой веры живет в объятиях природы, со
греваемый ее светом и теплом. Язычество прославляет природу, верит в
жизнь небес, верит, что они «многоочитая» одежда божества. У Роза
нова мироощущение вырастает до мистического пантеизма, основанно
го на благоговейном поклонении природе, хранящей тайну бога и пола.
Восток, по мнению мыслителя, открыл тайну мира, тайну рождаю
щейся жизни: мир есть дитя, рожденное Богом из животной первоосно
вы, из семени Бога положено начало мировой жизни. Семя Бога есть
животворящее начало бытия: «Семя есть первая действительность, ибо
из точки она вырастает в колос, имеет, так сказать, сжатие в себе дей
ствительности, оно и есть первая святость в мире реальностей…».
61
Розанов в вопросе рождения достигает метафизической глубины:
всякая жизнь корнями уходит в бесконечность. Бытие мира есть един
ство прерывности и непрерывности, множественности и единичности,
смерти и бессмертия. Индивидуальное бытие всегда смертно, но в не
прерывности своего рода оно входит в вечность. Если основа мира едина
и божественна, то и отдельная жизнь причастна ей: «рождающие глу
бины человека действительно имеют трансцендентную, мистическую,
религиозную природу».
62
Бытие любой твари разомкнуто до бесконеч
ности и приобщено к единой универсальной силе.
Пол как физиологическая функция организма в концепции мысли
теля поднят до религиозных, метафизических высот, а сам человек при
ближен до таинственных касаний иных ноуменальных миров. Все свя
то – земное и небесное, низ и верх бытия сплетены в единый венок жиз
ни; чем выше человек поднимается вверх, тем глубже прорастают его
корни вниз. Пол в человеке существует изначально, он его исток бытия
и, несомненно, первичнее всякой мысли. Ибо даже для того, чтобы мыс
лить, надо прежде родиться.
Тайну рождающего пола, пишет автор, знала Иудея: «Неугасимый
народ. Он догадался о святом в брызге бытия, – там именно, куда мы в
понятиях своих отнесли грех. Мы из “греха” замешиваемся, – и ищем
59
Волжский. Мистический пантеизм Розанова // Розанов: pro et contra. С. 424.
60
Розанов В. В. Возрождающийся Египет. С. 17.
61
Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного. С. 15.
62
Там же. С. 11.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- …
- следующая ›
- последняя »