Составители:
Рубрика:
24
потом, позднее, вокруг помощи, опор, костылей для тягостного в при
роде своей и роднике существования».
63
В язычестве существовал культ плодородия, каждый народ имел бога,
олицетворяющего рождающую силу земли. В древнегреческой мифоло
гии богиней плодородия и земледелия была Деметра, это имя букваль
но звучит как «землямать». В древнеримской мифологии ей соответ
ствует имя богини Цереры, а в Египте богиня Осирис выступала в роли
производительных сил земли, материнства и брака. В древнегреческой
мифологии фригийского происхождения есть богиня Кибела – мать бо
гов и дарительница плодоносных сил земли, среди древнерусского пан
теона есть одно женское божество – Мокошь. Каждая мифология рас
сказывает о смерти и воскресении богов, символизирующих умираю
щую и воскресающую природу – Осирис, Адонис, Дионис, Аттис, Там
муз (шумерский бог плодородия). С этими именами богов связаны древ
ние таинства – мистерии или тайные религиозные обряды, в которые
допускались только посвященные. В Древней Греции были известны элев
синские таинства: ежегодные религиозные празднества в г. Элевсине с ми
стическими обрядами в честь богинь Деметры и Персефоны и бога Диони
са. Бог как живое лицо имеет пол, мужской или женский; боги живут в
браке как муж и жена, например Зевс и Гера, Осирис и Исида; они рож
дают все сущее: мир и человека. Любовь движет богами.
Розанов предлагает толковать мифологию не только с ее внешней
стороны как совокупность легенд и мифических рассказов, а заглянуть
в ее глубину – туда, где таится божественная мудрость. Розанов – экзе
гет – удивлен той сокровищницей знания, которой владели древние на
роды, особенно египтяне. Египту он посвятил большое произведение
«Возрождающийся Египет», в нем он оживляет «седую древность» и
убеждает читателя, что современность утеряла истину. Исследователь
возложил на себя миссию вернуть мудрость современному человеку.
Сокровищницей египетского клада является семья.
Египет, уверен писатель, открыл человечеству семью, пол, родитель
ство (отечество и материнство) – высшие ценности и идеал человека.
Семья и ее жизнь в мифологии благословенны: «Семья – это “Аз семь”
каждого из нас; “святая земля”, начало религии. Это есть настоящее
духовное отечество наше, без коего каждый из нас – духовно бобыль.
Семью нужно понимать как труд; как неустанную заботу друг о друге,
как единственный предмет, для коего труд нетруден и забота не утомля
ет… Это религия!».
64
63
Розанов В. В. Возрождающийся Египет. С. 37.
64
Там же. С. 67.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- …
- следующая ›
- последняя »