Составители:
Рубрика:
26
го Мережковского. Докладчик говорил о роли Иисуса Христа в мире:
«Иисус действительно прекраснее всего в мире и даже самого мира. Ког
да Он появился, то как солнце – затмил Собою звезды. Звезды нужны в
ночи. Звезды – это искусства, науки, семья . <…> С рождением Христа,
с воссиянием Евангелия все плоды земные вдруг стали горьки. Во Хри
сте прогорк мир, и именно от Его сладости. Как только вы вкусите слад
чайшего, неслыханного, подлинно небесного, – так вы потеряли вкус к
обыкновенному хлебу… Великая красота делает нас безвкусными к
обыкновенному… И когда необыкновенная Его красота, прямо небес
ная, просияла, озарила мир, – сознательнейшее мировое существо, че
ловек, потерял вкус к окружающему миру. Просто мир для него стал
горек, плоск, скучен. Вот главное событие, происшедшее с пришестви
ем Христа… Но когда есть великое, какой интерес в малом?».
69
В хрис
тианской религии существует резкая граница между «там» и «здесь»,
«низом» и «верхом», «плотью» и «духом».
Критика Розановым текстов Нового Завета и исторического христи
анства лишена учтивости и сдержанности, местами в ней присутствует
грубость и непристойность. Христианство (в текстах писателя), высту
пает как антипод язычеству: в христианстве пол объявлен бесом, демо
ном, последним грехом, князем мира сего, а женщина – искусительни
цей и дьяволицей. В христианстве слишком сильный акцент сделан на
смерти, на человеческой скорби и страданиях Иисуса; а тон Евангелия
грустный, печальный, оно живет трагедией. В новозаветных текстах
нет места смеху и ликованию. В дальнейшем Розанов напишет произве
дение «Метафизика христианства. Люди лунного света», дочь Таня бу
дет просить отца отречься от него, но в просьбе будет отказано.
В главе «Третий пол» русский писатель будет критиковать роль пола
в христианстве с позиций Вейнингера.
70
Австрийский писатель и фило
соф Отто Вейнингер (1880–1903) написал книгу «Пол и характер», в
Европе она была опубликована в 1903 г., а в СанктПетербурге – в 1908 г.
Автор предложил эвристический принцип изображения реальности в
области пола. Суть его состоит в следующем суждении: в опыте каждый
индивид, мужчина и женщина, бисексуален, его организм представля
ет уникальное сочетание мужественности и женственности. В мире не
существует мужчины в «чистом» виде, как не существует совершенной
женщины – такое существо есть просто абстракция. Можно говорить о
крайних полюсах среди мира мужчин: с одной стороны, это будет муже
69
Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного. С. 52.
70
Розанов В. В. О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира //Несовместимые
контрасты жития. Литературноэстетические работы разных лет. М.: Искусство,
1990. С. 426–427.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- …
- следующая ›
- последняя »