Русская философия: В. Розанов и метафизика пола. Королькова Е.А. - 28 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

28
текстах Песни Песен, в книге Руфь, в книге Иова. В Евангелии есть
Вифлеем – рождение Иисуса, но этого мало для утверждения «да» полу.
Писатель любил христианские обряды, к исполнению которых от
носился благочестиво. Но ему хотелось их подправить, добавить свое
го, розановского, особенно в области таинства брака: больше молитв,
музыки, радости, желательно и брачную ночь в храме.
Любовь земная
Философия для Розанова началась с удивления: диво пола, его чудо
постоянно приводило в изумление мысль философа. С полной самоот
дачей он уходил в тайну пола, высказывался свободно, от души и до
конца, не оставляя места для какойлибо двусмысленности.
Религиозный мыслитель А. С. Волжский (настоящая фамилия Глин
ка, 1878–1940) назвал ум Розанова чувствующим, осязающим, а ми
ропонимание в целом мистическим пантеизмом: «Розанов – реалист,
сильно ощутивший жизнь, опьяненный этим своим ощущением жиз
ни, своей любовью к земле, к роскоши ее звуков, запахов, красок, форм,
линий, теней и оттенков; он любит реальность на ее блистающей раду
гой жизни, световой, солнечной поверхности, но в нем еще сильнее раз
вито, утончено и обострено чувство глубинной действительности, кото
рая непосредственно, нутром, осязается им… В Розанове сильно мисти
ческое чутье, чутье ноуменального, потусветного, он живо, почти ося
зательно, испытывает кровное «касание мирам иным».
73
Как человек, мистически влюбленный в природу, Розанов философию
субъективного идеализма назвал «забавной философией». Субъектив
ные идеалисты признают чувственное знание и по форме, и по содержа
нию исключительно субъективным, т. е. принадлежащим субъекту: сама
природа вне познающего сознания лишена чувственности, в ней нет кра
сок, звуков, запахов – нет жизни. Если чувственность есть способность
души, то надо признать наличие души у всего живого: у растений, жи
вотных, человека, космоса в целом – мировую душу. Мировая душа пер
вичнее плоти мира, плоть мира есть тело души мира. В своем мировоззре
нии Розанов опирается на идеи античного мыслителя Аристотеля.
Василию Розанову присуще, несмотря ни на что, мажорное, радост
ное мироощущение, он его сохранил даже в своем последнем произведе
нии «Апокалипсис нашего времени», написанном во время революци
онных трагических событий 1917 г.: «Мир сотворен для тепла и люб
ви».
74
Любовь – основа бытия, огненный поток жизненной энергии:
73
Шопенгауэр А. Избранные произведения. Ростов н/Д: Феникс, 1997. С. 441.
74
Волжский. Мистический пантеизм Розанова // Розанов: pro et contra. С. 422.