Русская философия: В. Розанов и метафизика пола. Королькова Е.А. - 30 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

30
века, она не может быть «кожаным футляром» души, а, напротив, явля
ется самым широким показателем бытия человека: эстетический, эти
ческий и половой центр человека, а также возрастной и эмоциональный.
«Чтобы полюбить – надо коснуться».
79
Если люди не прикасаются
друг к другу, то они холодны и не влюблены. Кожа не разделяет людей,
а связывает «Я» с «неЯ». Акт поцелуя демонстрирует слияние и тела,
и души. А улыбка? Улыбка – это «край неба». Цивилизация, по мне
нию писателя, начинается с улыбки: «Губы есть орган ласки и неги, и
это в них нечто самостоятельное, а не превходящее. Чтобы есть – нужен
рот. Но губы нужны, чтобы один человек нежил другого, лелеял друго
го, ласкал другого».
80
Любящее, радующееся лицо открыто миру, рас
полагает к общению: «Оттого, что мы счастливы губами, оттого, что с
губто и начинается все нежное».
81
Поцелуй рождает восторг и песню.
В мире животных половой инстинкт пробуждает нежность: «Вся
жизнь животных происходит в ласке. Вся жизнь их, до смерти, на са
мом деле есть нежность и неженье друг друга …».
82
От нежности проис
ходит тепло, оно, как и солнце, согревает мир, делает его уютным, по
хожим на земной рай.
Кисть руки, как думает автор, содержит загадку человеческой при
роды. У кисти есть две стороны: внешняя, затылочная, и внутренняя –
голая ладонь, она есть лицо руки. В рукопожатии, когда встречаются
две ладони, то руки, сжимая друг друга, ласкаются. В поцелуе руки
есть два момента: «Холодно, из почтительности целуя руку, мы ее це
луем в глухую затылочную часть (верхнюю, с пушком). Но, порази
тельно, что в неге и страсти – мы повертываем ее, довольно неудобно
для нее – и целуем в лицо, в ладонь, где сплетаются таинственные ли
нии, задатки черт лица».
83
Нагота возвышенна, целомудренна, она противоположна неприлич
ной голизне. Человек скрывает наготу одеждой, но делает это таким
образом, чтобы подчеркнуть свой пол и привлечь к нему внимание дру
гих. В одежде существует борьба двух тенденций, одна тенденция стре
мится к сохранению тайны пола, а другая – к его манифестации. Одеж
да людей пронизана половой символикой. Она порождена чувственнос
тью, а не стыдливостью, стыдливость – признак чувственности. В исто
рии одежды можно проследить историю чувственности человека.
åä.
å-
á.:
èå
å /
Ñ.
79
Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного. С. 19.
80
Розанов В. В. Возрождающийся Египет. С. 252.
81
Там же. С. 209.
82
Там же. С. 43.
83
Там же. С. 243.