Русская философия: В. Розанов и метафизика пола. Королькова Е.А. - 32 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В. В. Розанов осуществил огромную философскую работу по акти
визации слова «пол», даже можно сказать о свершении им революции в
области языка пола. Русский мыслитель настолько искусно раскрыл
полисемантичность пола, что хочется оценить его лингвистический та
лант словами С. С. Аверинцева, сказанными в адрес античных мысли
телей: Розанов «не только подстрекает слово к повышенной подвижно
сти, но и всеми средствами доводит его до кипения, до выступания из
собственных семантических берегов… он ошарашивает раздразненное
слово придирками, жестоко школит его, чинит ему допросы, допыты
вается его поднаготной»
85
. Розанов расковал, разбудил слово «пол»,
сделал его подвижным, вольным и дерзким. Он осуществил скачок от
бытового слова «пол» к философскому термину «пол».
В. В. Розанов показал, что пол в человеке есть его исток и родина,
есть то место, с чего начинается жизнь индивидуума, его почва, корни,
родительское лоно, материнство. В жизни пола индивид причастен к
роду, в половом влечении реализуется страсть к утверждению себя в
родовой бесконечности: «страсть к созиданию, к творчеству, к вопло
щению на себе общего рода, к саморазмножению и самоповторению еще
в ином, еще поразному и поновому, еще богаче, шире, глубже, силь
нее, чем то, что есть в настоящее время»
86
. В этих строках, принадле
жащих русскому мыслителю А. Ф. Лосеву (1893–1988), выражено его
полное согласие с мыслью В. В. Розанова на тему природы пола.
В жизни пола, с одной стороны, индивид творит волю общего, без
личного, а с другой стороны, реализует наиболее личное и желанное.
Надындивидуальность пола есть в то же время «жизненнонасущная,
нестерпимо повелительная воля, чувство, влечение и мысль, его лич
ность, его неизбывное и прямотаки само о себе кричащее желание и
страсть».
87
В. В. Розанов является гениальным мыслителем, потому что, по мне
нию В. В. Бибихина, мыслитель «... как поэт раздвигает пространство
дыхания и жизни. Он не «занимает место» в пространстве культуры, а
открывает простор, в котором можно отвести чемуто место. Наша глав
ная трудность – принять из столетней давности бесплатный подарок,
как освобождение в тесноте. Мыслителю от нас ничего не надо, кроме
того, чтобы мы в раздвинутый им простор вошли». Розанов открыл про
84
Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного. С. 22.
85
Розанов В. В. Возрождающийся Египет. С. 243.
86
Аверинцев С. С. Образ античности. СПб.: Азбукаклассика, 2004. С. 132.
87
Лосев А. Ф. Жизнь: Повести. Рассказы. Письма. СПб.: АО «Комплект», 1993.
С. 46.