Составители:
Рубрика:
27
ственный мужчина, а с другой – женоподобный. В женском обществе
есть женственные и мужеподобные женщины. В природе есть бесчис
ленные промежуточные ступени между мужественными мужчинами и
женственными женщинами, середину половой дифференциации состав
ляют мужеподобные и женоподобные, т. е. гомосексуалисты.
71
Поло
вое притяжение индивидов друг к другу обусловлено зеркальным со
впадением их полового рисунка. Биологический состав организма оп
ределяет душевную структуру человека.
Данные прозрения в области половых различий двадцатитрехлетне
го писателя были, безусловно, интересными, их воздействие на умы
людей «нового религиозного сознания» оказалось магическим. Следу
ет признать, что концепция полового притяжения Вейнингера есть не
что иное, как более обширное развитие теории половой любви немецко
го мыслителя А. Шопенгаэура (1788–1860).
В работе «Метафизика половой любви» Шопенгауэр пишет о том,
что страсть всегда начинается с первого взгляда, так как она управля
ется родовым инстинктом, безошибочно выбирающим партнера. Поло
вая любовь есть могучая пружина бытия, а уникальное переживание
индивидом состояния влюбленности есть не что иное, как «замаскиро
ванный инстинкт». В половом пространстве существует бесконечная
вариация на тему половой комбинации мужской и женской субстан
ции, в нем нет двух одинаковых особей, их притяжение основано на
том, «чтобы определенная степень его мужественности точно соответ
ствовала ее женственности; при таком условии обе односторонности
взаимно сгладятся. И оттого самый мужественный мужчина будет ис
кать самой женственной женщины, и, наоборот, точно так же всякий
индивидуум будет тяготеть к той степени половой определенности, ко
торая соответствует его личным свойствам. Насколько между двумя
особями существует в этом смысле необходимое соответствие, это они
чувствуют инстинктивно, и это, наряду с другими относительными
мотивами, лежит в основании высших степеней влюбленности».
72
Розанов тоже находился под впечатлением идей Вейнингера. Хрис
тианство с его институтом монашества и практикой аскезы, а также
идеалом девста он назовет «лунным» (гомосексуальным).
Розанов много писал о том, что Церковь почитает только часть Свя
щенного Писания, оставляя без внимания Ветхий Завет, в котором рож
дение благословенно. Самые высокие и нежные страницы находятся в
71
Бернштейн Е. Трагедия пола: две заметки о русском вейнингерианстве //
Эротизм без берегов: Сб. ст. и матер. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
С. 64–89.
72
Вейнингер О. Пол и характер. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. С. 27–28.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- …
- следующая ›
- последняя »