Составители:
Рубрика:
25
(названный так по имени персидского поэта). Благодаря энергично
сти, общительности и эстетической культуре Лидии Дмитриевны об
становка симпозиума напоминала греческий «symposion», так заме
чательно представленный в диалоге Платона «Пир». На этих вече
рах звучали не только философские речи Н. Бердяева и М. Волошина
в честь Эроса, но и более интимные диалоги. Эзотерические вечера
поэтизировали и мифологизировали повседневность, они возвыша
ли ее над мирской суетой и преходящим временем, и благодаря этому
преображению участники тайнодействия чувствовали свое мистиче
ское прикосновение к сокровенной тайне мира.
Вяч. Иванов был предельно внимательным к участникам симпо
зиума: «одному подскажет тему, другого похвалит, третьего порица
ет, порой чрезмерно; в каждом пробуждает дремлющие силы, ведет
за собой, как Дионис – своих жрецов»
1
. О магической силе его воз
действия на людей писали А. Блок, Л. Шестов, М. Волошин, Н. Бер
дяев. Лев Шестов не без иронии назвал его «Вячеславом Великолеп
ным» и посвятил ему работу с этим именем
2
.
1
Сабашникова М. С. Из книги «Зеленая змея» // Воспоминания о Макси
милиане Волошине. М., 1990. С. 124.
2
См.: Шестов Лев. Вячеслав Великолепный // Соч.: в 2 т. М., 1993. Т. 1.
С. 243–277.