Символизм Вяч. Иванова и мифологема Диониса. Королькова Е.А. - 24 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

24
Заключение
В необычных судьбах Иванова и ЗиновьевойАннибал интересно
проследить взаимопроникновение философского и жизненного ми
ров, увидеть силу преображения творческих мотивов в жизнетвор
ческие и экзистенциальные поступки, обнаружить единство искус
ства и жизни. Такой семиотический принцип взаимосвязи между тек
стом жизни и текстом искусства был характерным для эпохи симво
листов.
В быту ЗиновьеваАннибал и Иванов создавали собственный ми
фологический мир, своего рода утонченную культурную лаборато
рию, в которую втягивали друзей и знакомых. Они считали, что бу
дет духовно полезным и возможным возрождение бога экстаза на уны
лой земле, среди скептических, пресыщенных людей рубежа XIX и
ХХ вв.
В Петербурге Ивановы жили на последнем этаже шестиэтажного
углового дома по адресу: ул. Таврическая, 35. Их квартира среди
литераторов получила название «Башня». Хозяева квартиры с осе
ни 1905 г. стали устраивать журфиксы: еженедельные собрания фи
лософов, литераторов, художников, музыкантов, артистов, ученых,
политиков, проводившиеся по средам. «Башня» в течение 1905–
1910 г. была духовным центром и средоточием артистической боге
мы, уникальной лабораторией коллективного творчества, отличав
шейся атмосферой раскрепощенного Эроса.
Вот как об атмосфере на Таврической вспоминает дочь поэта Ли
дия: «За обедом всегда сидело человек восемьдевять или больше. И
обед затягивался, самовар не переставал работать до поздней ночи.
Кто только не сиживал у нас за столом! Крупные писатели, поэты,
философы, художники, актеры, музыканты, профессора, студенты,
начинающие поэты, оккультисты…»
1
Гости разъезжались далеко за
полночь, а после их ухода, погруженный в тишину и уединение, Вя
чеслав Иванович работал до восхода солнца. Квартира Ивановых
была открыта не только для близких людей, но и для всех жажду
щих творческого раскрепощения.
Среда была своеобразным «днем открытых дверей» для всех же
лающих приобщиться к духовной культуре. Многочисленность и
разнородность состава участвующих в собраниях препятствовали
глубинному диалогу, при котором душа говорит с душою. Поэтому
возникло эзотерическое общество: мужской союз – «Друзья Гафиза»
1
Иванова Л. Воспоминания. Книга об отце. М., 1992. С. 32.