Символизм Вяч. Иванова и мифологема Диониса. Королькова Е.А. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

22
тельной души, или – если употребить другое сравнение – ее корни,
опущенные не просто в землю в узком смысле слова, но и в мир
в целом… В сущности, они представляют собой, если можно так вы
разиться, хтоническую часть души, то есть ту ее часть, через которую
душа связана с природой или, по крайней мере, в которой связь души
с землей и миром наиболее заметна»
1
.
В работе Юнга «Проблемы души нашего времени» много страниц
посвящено
2
содержанию архетипов Анима и Анимус: «женскому архе
типу в мужчине я дал название Анима, а мужскому архетипу в женщи
не – Анимус». Швейцарский аналитик дистанцируется от метафизи
ческих экспликаций, предпочитая феноменологический анализ ка
тегорий.
Веч. Иванов, хорошо знакомый с трудами европейского психо
аналитика, расширяет анализ терминов до метафизического и рели
гиозного уровней и обогащает теоретическую концепцию философ
ской поэзией. В период эмиграции он пишет статьи «Anima» и «О
достоинстве женщины», в которых при помощи имен Анимы, Пси
хеи и Менады стремится раскрыть идею полов и половой полярности
духа: разницу женского и мужского полового энергетизма. Женские
архетипы относятся к чувственной сфере души, к ее способностям
самоотдачи и жертвенности в любви, к экстатическому пережива
нию: «состоянию близкой к безумию восхищенности и охваченности
Богом»
3
.
Женское начало, благодаря богатству внутреннего экзистенци
ального опыта, оказывается ближе к мистическому богопознанию :
«Переживания экстатического порядка суть переживания женствен
ной части Я, когда Психея в нас высвобождается изпод власти и
опеки нашего сознательного мужеского начала, как бы погружаю
щегося в самозабвение или умирающего, и блуждает в поисках свое
го Эроса, наподобие Мэнады, призывающей Диониса. Ибо эта жен
ственная часть нашего сокровенного существа утверждает свою обо
собленную жизнь только при угашении внутреннего очага наших му
жественных энергий…»
4
Душа в состоянии самозабвения, свободная от «опеки» рассудка,
ищет свою другую половину, высшее истинное Я. Речь идет о Я как
постоянной величине в потоке сознания. В религиозном пережива
1
Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1996. С. 136.
2
См.: Там же. С. 134–184.
3
Иванов В. И. Anima // Иванов В. И. Соч.: в 4 т. Брюссель, 1979. Т. 3. С. 271.
4
Иванов В. И. Ты еси // Иванов В. И. Родное и вселенское. С. 92.