Составители:
Рубрика:
20
В легендах о менадах говорится, что они являются спутницами
Диониса. Вакханки, украшенные виноградными листьями и плю
щом, следуя фиасами (толпами) за Дионисом, сокрушают все на сво
ем пути тирсами, увитыми плющом. Полуобнаженные в шкурах пят
нистого оленя, со спутанными волосами, часто подпоясанные заду
шенными змеями, они в безумном восторге взывают к ДионисуБро
мию (Шумному), восклицая «Вакх, Эвое». Менады растерзывают
в лесах и горах диких животных и пьют их кровь, как бы приобща
ясь к растерзанному божеству. В своем шествии вакханки увлекают
за собой женщин, приобщая их к служению Диониса
1
.
Антиковед Иванов полагает, что введение культа Аполлона свя
зано с насильственным подчинением ему пифийвакханок, их усми
рением и покорением. Он пишет, что в результате этого действия
Аполлон овладел достоянием Диониса: произошло отторжение зна
чительной части сакральной сферы женского экстаза от Диониса и
передано Аполлону. В частности, храм в Дельфах, а также роль пред
сказателя и Мусагета – вождя Муз стала принадлежать богу Аполло
ну. Таким образом, иррациональное оказалось во власти логоса.
Ученыйисторик Иванов исследует в монографии разнообразные
сведения, указывающие на существование в архаическое время жен
ских сакральных организаций – фиас менад. Читатель в случае с гре
ческим словом «фиас» может сам убедиться в пристрастии Иванова
к столкновению эллинского и русского языков: фиас означает форму
соборности. В конкретном случае проявляется триединство любви
(филио) Иванова – филолога, филоэллина и философа – к слову,
Греции и мудрости.
В догомеровский период дельфийские фиады составляли религи
озный эзотерический союз. Один раз в год аттические женщины во
дили хороводы по пути на Парнас, и там, на месте обитания Мельпо
мены и Муз, они руководили тайнодействиями – оргиями Диониса.
Суть мистерий состояла в переживаниях страстей Диониса: неисто
вый плач вакханок сменялся их ликованием, при этом вдохновен
ная менада была и «вещунья, и плясунья, и плачея».
В психологической основе страстных служб лежат два принципа:
патетический и катартический. Классик античности, Аристотель,
в работах «Политика» и «Поэтика» рассматривал эти два принципа
в качестве основополагающих для дифирамба и трагедии. Так, о ди
фирамбе он пишет следующие слова: «эти песнопения действуют воз
буждающим образом на душу и приносят как бы исцеление (iatreia) и
1
См.: Мифы народов мира. С.137–138.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- …
- следующая ›
- последняя »