Составители:
Рубрика:
19
Исследователь обращает внимание на то, что религия Диониса
является преимущественно мистической религией, душевным собы
тием. Ивановмистик
1
пишет о ценности мистического опыта, бла
годаря которому личность чувствует присутствие божественной и
благостной энергии в глубинах своей души. Мистическое состояние
души, достигаемое посредством «священного безумия», высвобож
дает сверхсознательные силы души, а благодаря их активизации про
исходит усиление и значительный прирост духовных сил самой лич
ности. Экстаз, или дионисийская страсть, обостряет чувственность
человека, способствует озарению сознания и восстановлению Памя
ти. Религиозный мыслитель убежден, что религия Диониса являет
ся экстатической.
Дионис, согласно Иванову, является оргиастическим богом. Сло
во «оргия» означает особые тайные культовые обряды и празднества
в честь бога Диониса. Оргия – совместное, соборное богослужение.
Иванов называет Диониса «двигателем оргий» и «возбудителем ис
ступлений». Смысл оргий у Иванова связан с богопознанием, пости
гаемым через богочувствование, в котором человек переживает еди
нение души с богом. Слово «страсти» можно назвать сакральной фор
мулой мистического чувствования.
В своей докторской диссертации «Дионис и прадионисийство» Ива
нов аргументирует возникновение эллинской религии Диониса из пра
дионисийства: таким словом антиковед назвал совокупность эллин
ских культов и обрядов, существовавших в Аттике задолго до объе
динения их всех под именем одного общеэллинского бога Диониса.
Дионисийство как феномен экстаза и оргиазма преимущественно свя
зан с женским культовым оргиазмом: к ним относится культ парнас
ских фиад или менад. Историк Иванов уверен в первобытной древно
сти женского оргиазма в эпоху матриархата как исконной колыбели
дельфийской религии
2
. Следует отметить, что Иванов усматривает
истоки эллинской трагедии в феномене прадионисийства: в мистери
ях орфиков, в культе героев, в женских оргиях, в дифирамбе. В со
временной филологической науке отсутствует единое мнение по дан
ному вопросу, но, как отмечает Вестбрук в своей статье, концепция
Иванова представляет собой «удивительный синтез» всех современ
ных версий
3
.
1
См.: Обатнин Г. Иванов – мистик (Оккультные мотивы в поэзии и прозе
Вяч. Иванова (1907–1919)). М., 2000.
2
См.: Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. С. 52.
3
См.: Вестбрук Ф. Орфизм и возникновение трагедии в концепции Вяч.
Иванова // Вячеслав Иванов – Петербург – мировая культура: матер. междунар.
конф., Москва, 9–11 сентября 2002 г. М., 2002. С. 34–51.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- …
- следующая ›
- последняя »