Символизм Вяч. Иванова и мифологема Диониса. Королькова Е.А. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

17
Образ Диониса выражает принцип диады: его двуприродность оп3
ределена рождением от бога Небес Зевса и от богини Земли Персефо3
ны. Союз Неба и Земли, а также диалектика восхождения и нисхож3
дения заключена в его природе; как богочеловек он соединяет несли3
янно и нераздельно божественную – сыновнюю ипостась небесного
Отца и человеческую природу.
Миф о растерзанном боге осмысляется философом как выражение
вселенской трагедии и мировой скорби. Иванов из мифологического
сюжета смерти бога и его воскресения развивает мысль о полярности
жизни и смерти как двух противоположных состояний и видов одно3
го бытия, о взаимопереходе сфер бытия и небытия; для интерпрета3
ции смерти как инобытия он часто в одном ряду использует русское
слово «пакирождение» и греческий термин «палингенессия» (восста3
новление расчлененного состава).
Дионис есть бог не только страдающий, но и ликующий. Двой3
ственность божественной сущности филолог раскрывает посредством
филологического анализа слова «страсть». Во множественном числе
слово «страсти» означает страдания и муку, а словосочетание «стра3
сти Христовы» указывает на распятие и предсмертные страдания
Иисуса Христа. Ученый предполагает, что понятие «страстей» пере3
шло из эллинской религии с ее страстными культами героев и с обря3
дом френоса (женского плача о страстях героев) в христианский культ
мучеников.
В другом значении слово «страсть» передает душевный порыв,
состояние неистовства и исступления, а также необузданное и не3
разумное желание. Филолог наряду со словом «страсть» активно
использует греческие слова «пафос», «энтузиазм» и «патетичес3
кий», обозначающие страстное воодушевление и душевный
подъем. Полисемия слова «страсть», широко используемая фило3
логом, призвана раскрыть идею жизни как сращенное единство
боли и радости.
Дионисийское стремление как неутолимая жажда любви к жиз3
ни пронизывает все сферы бытия. Миф о разорванном Дионисе сим3
волизирует как состояние древнего хаоса и раздробленности мира,
так и имманентную текучесть становления. Дионисийское любов3
ное притяжение вещей друг к другу осуществляет живую связан3
ность всего сущего. В этих экспликациях Иванов соединяет гречес3
кую мифологию с русской софиологией Соловьева. «Бог разрыва,
Дионис, – точнее, Единое в лице Диониса, – нисходя, приносит
в жертву свою божественную полноту и цельность, наполняя собою
все формы, чтобы проникнуть их восторгом избыточествующей жиз3