Символизм Вяч. Иванова и мифологема Диониса. Королькова Е.А. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

16
Призыв немецкого мыслителя вернуть себе «добровольно3отчуж3
денное достояние, сознав богом самого себя», лишает человека внеш3
ней опоры и ведет к разрушению личности.
Иванов углубляет и расширяет тему Диониса как богосознания и
религиозного творчества, поэтому его интерес к Дионису лежит в ис3
следовании генезиса эллинской религии Диониса. Он стремится к це3
лостному постижению религиозного феномена, широко используя
метод герменевтики (культовую герменевтику мифа), с помощью ко3
торого интерпретирует мифологический и филологический матери3
ал, исторические и археологические факты, античное искусство и
философию. Он стремится полностью и всесторонне представить кар3
тину развития религиозного сознания эллинов.
Иванов интерпретирует все существующие в греческой мифоло3
гии легенды о рождении Диониса. В мифологии есть эллинский миф
о Дионисе как богочеловеке, рожденном от бога3отца Зевса и от зем3
ной матери Семелы. В этой легенде можно отметить близость хрис3
тианского положения о неслиянном и нераздельном соединении бо3
жественной природы и человеческой в богочеловеке Иисусе Христе.
Следует сказать, что мифологема и теологема Диониса, созданная
орфиками, становится ведущей темой в философии неоплатонизма и
в творчестве Иванова.
В орфизме Диониса зовут Загреем (греч. – «великий ловчий», «ве3
ликий охотник»), он – сын Зевса и Персефоны. Зевс тайно вступил
в брак в образе змия, а Персефона в образе змеи. Подстрекаемые Ге3
рой титаны с помощью игрушек: шишки, раковины, золотых яблок,
зеркала, бабок, клока шерсти – выманили младенца из колыбели.
Когда Загрей догадался о замыслах титанов, он стал менять свой
облик: вначале он предстал в образе Зевса в накидке из козьих шкур,
затем в образе Крона, творящего дождь, а также превратился во льва,
коня, рогатого змея, тигра и быка. В последнем превращении тита3
ны схватили быка за рога и ноги, разорвали его на части и пожрали
его сырую плоть. Афина прервала ужасное пиршество, она спасла
сердце Загрея, вложила его в гипсовую фигуру и вдохнула в нее жизнь,
сделав Загрея бессмертным. Кости его были собраны и погребены
в Дельфах. Зевс поразил всех титанов перунами3молниями, а потом
из их пепла сотворил людей. Как сама судьба Загрея, так и все вещи,
связанные с ним, с помощью культовой герменевтики мифа стали
символами религиозного, поэтического и философского творчества
Иванова
1
. Укажем на основные мотивы, обыгранные философом.
1
См.: Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С. А. Тока3
рев. М., 1997. Т. 1. С. 452.