Символизм Вяч. Иванова и мифологема Диониса. Королькова Е.А. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

14
тия у современного человека, по мнению немецкого автора, связано
с исчезновением мифологического сознания.
Современное состояние религии и культуры, по оценке Ницше,
внемифологично и поэтому характеризуется утомленностью и над
ломом. Исключительная ориентация культуры на науку, прогресс и
оптимизм ведет ее к гибели. Утрата мифа – утрата мифической роди
ны и мифического материнского лона, ее святой прародины: «И вот
лишенный мифов человек стоит вечно голодный, потерявшийся меж
ду всеми былыми эпохами, копает и роет повсюду в поисках корней,
даже если для этого приходится тревожить незапамятные времена»
1
.
Не случайно немецкий поэт и мыслитель видел в музыке Р. Вагнера
возрождение немецкого мифа.
Ницше исследует вопрос об истоках античной трагедии, расцвет
которой связан с творчеством трех трагиков: Эсхила, Софокла и
Еврипида. Аристотель считал, что греческая трагедия (от греч.
tragodia – букв. козлиная песнь) возникает из дифирамба – хоровой
песни, гимна в честь Диониса или героев, сопровождающегося бур
ным оргиастическим танцем. В основе дифирамба лежат события
жизни Диониса и других богов и героев, страдавших и боровшихся
подобно Дионису.
В середине VI в. до н. э. правитель Афин Писистрат осуществил
религиозную реформу, в результате которой произошло возвышение
бога Диониса: в честь Диониса были установлены государственные
праздники – Дионисии, во время которых все граждане города, кро
ме рабов, должны были присутствовать в театре на драматических
представлениях. Бедных людей поддерживали денежной суммой.
Театр в Афинах, располагался на склоне Акропольского холма, и
вмещал от 15 тысяч зрителей до 30 тысяч во времена Платона.
Ранней весной, в конце марта, греки торжественно праздновали
ежегодные Великие Дионисии; в конце декабря – начале января –
Малые или Сельские Дионисии, а Ленеи приходились на конец янва
ря – начало февраля. Праздники были приурочены к весеннему воз
рождению природы, а также к виноделию и сельским работам: посе
ву урожая и его сбору. Драматические представления длились не
сколько дней подряд. Для постановки трагедий приглашались дра
матурги, которые участвовали в конкурсе своих произведений, со
стоящих, как правило, из трех трагические пьес на мифологическую
тему и одной «сатировой» драмы. Сатировая пьеса носила развлека
тельный характер и исполнялась в финале действия.
1
Ницше Ф. Рождение трагедии... С. 240.