Символизм Вяч. Иванова и мифологема Диониса. Королькова Е.А. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

13
Дионисийское начало восстанавливает связь человека как с при
родой, так и с другими людьми: «В песнях и плясках человек пред
стает сочленом некой высшей общины: он разучился ходить и гово
рить и готовится взметнуться в танце. Все его движения дышат кол
довством. Так же, как отныне звери получили дар речи, а земля по
текла млеком и медом, так и в человеке звучит теперь нечто сверхъе
стественное: он чувствует себя богом, он и сам шагает ныне
восторженно и вдохновенно, как это делали когдато в его сновиде
нии боги. Человек уже больше не художник, он стал произведением
искусства: благостный озноб опьянения развязал все творческие силы
природы, приносящие удовлетворение и счастье первоединому нача
лу»
1
. Коллективное исполнение танцев и хора ведет к самозабвению
человека и исчезновению дистанций между людьми, преодолению их
отчужденности друг к другу.
Дионисийский экстаз, переживаемый в танце, пляске и хоре, со
пряжен с соборностью: в состоянии вакхического опьянения человек
ощущает мистическое единение со всем сущим и причастность к пер
воосновам мира. В дионисийском экстазе, согласно Ницше, осуще
ствляется слом привычных границ и пределов бытия и преодолевает
ся зло индивидуализации.
Дионисийское, возбужденное и страстное состояние личности яв
ляется источником творческих сил и художественных даров, толка
ющих человека к вершинам самовыражения. Именно инстинкт, а не
сознание, представляет собою творческиутверждающую силу лич
ности. В дионисийском состоянии, под воздействием музыки, проис
ходит обострение чувственности, открывается возможность прони
кать в глубину бытия и «опуститься на дно сокровеннейших тайн
бессознательных порывов»
2
.
Благодаря работам Ницше в среде интеллектуалов возрастает ин
терес к мифологии. И Вяч. Иванов возвеличивает миф, видя в нем
«сердце культуры» и нечто вневременное: «И в этот вневременной по
ток вливались как государство, так и искусство, искавшие в нем от
дохновения от бремени момента и от его алчности. А как раз народ,
как, впрочем, и человек представляет собою ценность, только если на
том, что он переживает, он может поставить печать вечности»
3
. А «пе
чать вечности» рождает чувство бессмертия. Потеря чувства бессмер
1
Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Стихотворе
ния. Философская проза. СПб., 1993. С. 140.
2
Там же. С. 235.
3
Там же. С. 243.