Составители:
Рубрика:
15
Античный театр напоминал открытый стадион: ряды его подни
мались вокруг «орхестры», площадки, где происходило действие.
В греческих спектаклях звучало много музыки, одна из важнейших
ролей принадлежала хору. В исполнении трагедии хор был главным
действующим лицом, поскольку, по мнению Ницше, осуществлял
задачу преображения зрителя. Дионисийская музыка завораживает
зрителя и делает своим соучастником.
Ницше выдвинул предположение, что единственным сценичес
ким героем в греческих трагедиях был бог Дионис, но его облик скры
вался под масками других богов и героев, таких как Прометей и
Эдип. Ницше лишь коснулся вопроса о существовании мистерий
в Элевсине (сейчас это пригород Афин), в священных таинствах ко
торых, возможно, разыгрывался миф о Деметре или орфический миф
о ДионисеЗагрее. Исторической науке известно, что каждую осень
перед началом посева вплоть до IV в. н. э. торжественная процессия
шла из Афин к храму в Элевсине для свершения священных обря
дов, в исполнении которых могли участвовать только посвящен
ные.
Можно сказать, что выделенные нами положения Ницше из рабо
ты «Рождение трагедии из духа музыки» определили основные ин
тенции русского философа. Однако Иванов стремился к преодоле
нию «узкой концепции жизни» Ницше, опираясь при этом на фило
софию Соловьева и методологию всеединства. Русский мыслитель
определил ограниченность воззрений немецкого философа в следую
щих выражениях: Ницше «увидел Диониса и отшатнулся от Диони
са»; он «почти не разглядел бога, претерпевающего страдания»
1
.
Ницше антиномическую сущность Диониса – вакхический восторг и
страдание – свел к односторонности: к символу изобилия и чрезмер
ности, к «исступлению от наплыва жизненных энергий». А любовь
эллинского духа к трагическому искусству немецкий философ вывел
из переполненности жизненных сил.
Недостаток философии Ницше, согласно русскому критику, коре
нится в том, что мыслитель не развивал теологических импликаций,
связанных с Дионисом, поэтому немецкий «богоборец» и ниспровер
гатель христианства и не смог прозреть в религии Диониса конфигу
рацию с христианством: в дионисийских культовых обрядах «упреж
дения христианства», а в христианской религии «пронзенный любо
вью оргиазм».
1
Иванов Вяч. Ницше и Дионис // Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство.
С. 314.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- …
- следующая ›
- последняя »