Символизм Вяч. Иванова и мифологема Диониса. Королькова Е.А. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
сина. Так как древность творила и пророчествовала в лимбе Памяти,
ее создания проникнуты почти непостижимой для нас гармонией»
1
.
Душой эллинства, по мнению русского исследователя, явился тра
гический миф о Дионисе.
Миф о Дионисе лег в основу увлекательного курса лекций о древ
неэллинской религии Диониса, прочитанного Ивановым в 1903 г.
в Париже в вольной русской «Высшей школе общественных наук».
Итогом лекционного курса стала серия статей «Эллинская религия
страдающего бога», напечатанная в журнале «Новый путь» (1904 г.),
и ряд статей из «Религии Диониса», опубликованныx в 1905 г. в
журнале «Вопросы жизни». Научные исследования в области про
блемы происхождения античной трагедии и существования прадио
нисийских культов привели ученого в 1921 г. к защите докторской
диссертации и присвоению ученой степени доктора классической фи
лологии. А через два года был опубликован труд «Дионис и прадио
нисийство».
Иванов усматривал заслугу Ницше в том, что немецкий мысли
тель «возвратил миру Диониса», обогатил новой символикой опыт
мироощущения и возвратил человеку веру в собственное могущество.
Русский философ узрел в авторе «Рождения трагедии из духа музы
ки» (1872) «истинного героя нового мира» и «властителя наших дум
и ковача грядущего».
Принцип утверждения жизни является фундаментальным для
немецкого мыслителя. Формула «воля к жизни» раскрывается в игре
и радостновосторженном объятии жизни во всей ее полноте: в лико
вании и страдании, в радости и боли, в жизни и смерти. Человеку
требуется великое мужество, чтобы «довериться потоку бытия».
Жизнь получает оправдание во всем ее многообразии, а ее мудрость
состоит в признании единства разумного и иррационального начал,
дозволенного и недозволенного, светлого и зловещего, меры и без
мерности, красоты и безобразия. Формула «воля к власти» оборачи
вается безудержною волею к деянию, к мужеству и смелости в духов
ной жизни. Философия Ницше требует гармонии «аполлоновского»
(созерцательноупорядочивающего) и дионисийского (жизненно
оргиастического) принципов бытия и искусства. Аполлон является
символом пластики, красоты, меры, сияния и спокойствия; Дионис
(дух музыки) олицетворяет порыв, страсть, преступление дозволен
ного, празднество и свободу от повседневности.
1
Иванов Вяч. Древний ужас // Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство.
СПб., 2000. С. 328.