Составители:
Рубрика:
10
ми: «Потрясенная душа не только воспринимает, не вторит только
вещему слову: она обретает в себе и из тайных глубин безболезненно
рождает свое восполнительное внутреннее слово. Могучий магнит ее
намагничивает: магнитом становится она сама. В ней самой откры
вается вселенная. Что видит она над собой вверху, то разверзается
в ней внизу. И в ней – Любовь: ведь она уже любит»
1
. Внутренний
опыт касания божественного научает личность петь ту же «мелодию
любви», которую исполняет все сущее и сверхсущее.
Путь героя – путь восхождения личности по лестнице Иакова.
Сила восхождения содержится в любви к красоте, в желании произ
вести на свет бессмертное. Иванов вбирает в свою концепцию любви
учение Платона о ступенчатом подъеме души в мир идей: «От влюб
ленности в прекрасное тело душа, вырастая, восходит до любви к
Богу. Когда эстетическое переживается эротически, художественное
творение становится символическим. Наслаждение красотою, подоб
но влюбленности в прекрасную плоть, оказывается начальною сту
пенью эротического восхождения. Неисчерпаемым является смысл
художественного творения, так переживаемого. Символ – творче
ское начало любви, вожатый Эрос»
2
.
Этот путь любви утверждает переход эстетического чувства в эро
тическое, а эротического в эстетическое. Красота объединяет основа
ние и вершину, начало и конец восхождения, она замыкает их, обра
зуя символический круг Эроса и Красоты.
Восхождение придает душе «движение развертывающей спирали».
На пути к духовной высоте личность освобождается от привязан
ностей к земным ценностям и устремляется к поглощению высших
энергий. Как магнитом, душа притягивается высшим сознанием –
божественным Эросом. Магнит божественного Эроса намагничивает
душу человека, от чего она сама становится магнитом, заряженным
высшим Эросом. В восходящей любви имеет место явление жертвен
ности, умирания всего личного и случайного, и полная самоотдача и
слияние с высшей волей. Дерзкий путь восхождения опасен: забве
ние всего земного, с одной стороны, и накопившийся избыток энер
гий – с другой, могут привести к психическому срыву, и даже безу
мию. Этот путь порождает у человека гордость и жестокость, как по
отношению к себе, так и к другим людям. Поэтому восхождение дол
жно быть уравновешено нисхождением.
Художник, для которого смысл жизни сводится к моментам оза
рения и вдохновения, может пренебрежительно относиться к своей
1
Иванов В. И. Мысли о символизме // Иванов В. И. Родное и вселенское. С. 193.
2
Там же. С.192.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »