Составители:
Рубрика:
9
жания у него нет. Вот почему религия всегда умещалась в большом и
истинном искусстве; ибо Бог на вертикали Человека»
1
.
Мифологическое сознание должно переживаться как симфоничес
кое и хоровое. Из мифа рождается народная песня, храмовая фреска,
хоровод, оркестр. Мыслитель уверен в том, что театр будущего будет
вовлекать в свое священнодействие зрителя, воспитывая и подни
мая его до уровня художникамистика. Искусство должно быть те
ургией: преображать действительность, совершать тайнодействие
жизни: «Из символа вырастет искони существовавший в возможно
сти миф, это образное раскрытие имманентной истины духовного са
моутверждения народного и вселенского»
2
. Художник, согласно Ива
нову, имеет ключи к народной душе, он – орган народного самосозна
ния и народного воспоминания.
Иванов в своих взглядах на роль искусства как мифотворчества
конгениален взглядам Платона. Подтверждением этому является
понимание русским мыслителем истинного знания как припомина
ния. Миф, согласно отечественному философу, несет знание о косми
ческом таинстве и содержит воспоминание о происшедшем событии
в высшем плане бытия. Художник должен не изобретать новые мифы,
а открывать новое содержание или все более глубокие пласты уже
известного в античности мифа. Поэтмистик, с одной стороны, изоб
ретает новое знание, а с другой – приобретает забытое и утерянное
древнее. Чтобы символистское творчество соответствовало данным
заветам, необходим особый тип творца.
Завет Иванова требует от символиста душевного подвига: «Он дол
жен перестать творить вне связи с божественным всеединством, дол
жен воспитать себя до возможностей творческой реализации этой свя
зи. И миф, прежде чем он будет переживаться всеми, должен стать
событием внутреннего опыта, личного по своей арене, сверхличного
по своему содержанию»
3
. Только обогащенный познавательным опы
том высших реальностей, художник сможет проникнуть в тайну
мифа.
Из богатства внутреннего опыта личности, из ее духовных дости
жений возникают творения искусства. Иванов призывает творче
скую личность к развитию энергии интуитивного прозрения и сверх
чувственного воздействия, к достижению мистического опыта. Фи
лософ описывает воздействие мистического опыта следующими слова
1
Иванов В. И. Экскурс о секте и догмате // Иванов В. И. Родное и вселенс
кое. С. 198.
2
Иванов В. И. Поэт и чернь // Там же. С. 142.
3
Иванов В. И. Две стихии в современном символизме // Там же. С. 143.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »