Составители:
Рубрика:
8
ствительности символы, то есть знамения иной действительности,
оно представляет ее знаменательной»
1
.
2. Идеал творческой личности
Философская антропология занимала важное место в размышле
ниях символистов, стремившихся создать новый тип личности.
А. Белый был уверен, что русские символисты представляют собой
семя нового типа человека: «...будущее в нас таится; мы подслуши
ваем в себе трепет нового человека...»
Иванов разработал концепцию творческой личности, в идеальный
образ которой вошли любимые им мыслители: Пифагор, Платон,
Плотин, Августин, Данте, Гете, Тютчев, Соловьев. В этих гениях
Иванову импонировало то, что их личность сочетала в себе чувство
ответственности и вины, а также Эрос божественного: пафос мисти
ческой устремленности к Сущему, в область предельного и запредель
ного. Художники создавали свои шедевры, вдохновленные экстати
ческим переживанием личного единения со сверхличным бытием.
Гении испытали экстазвосторг, поднимавший их дух в область сверх
чувственного сознания, в сферу высшей реальности, переживание
которой открывало интуитивную способность проникновения в глу
бину земной реальности.
Роль символа у Иванова сводится к созданию соборного сознания
и межличностной коммуникации людей. Иванов призывал худож
никовсимволистов «разомкнуть кольцо обособленного сознания»
человека, освободить личность из граней эмпирического бытия, вый
ти из «кельи малого я». Для достижения соборного общения людей
необходимо символ привести к мифу: сделать личный опыт худож
ника достоянием всех людей. Мистические чувства и духовные про
зрения, достигнутые личными усилиями поэта, должны быть пере
даны другим людям, не имеющим такого сакраментального опыта.
Художник своими переживаниями должен будить в людях выс
шее, духовное начало: «Единственное задание, единственный пред
мет всякого искусства есть Человек. Но не польза человека, а его
тайна. Другими словами – человек, взятый по вертикали, в его сво
бодном росте вглубь и ввысь. С большой буквы написанное имя Че
ловек определяет собою содержание всего искусства; другого содер
1
Иванов В. И. Две стихии в современном символизме // Иванов В. И. Род
ное и вселенское. С. 143.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »