Символизм Вяч. Иванова и мифологема Диониса. Королькова Е.А. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

7
плане иные сущности, исполняет в каждой сфере иное назначение».
Природа символа неисчерпаема и беспредельна: «он изрекает на сво
ем сокровенном (иератическом и магическом) языке намека и внуше
ния нечто неизглаголемое, неадекватное внешнему слову. Он много
лик, многоосмыслен и всегда темен в последней глубине. Он – орга
ническое образование, как кристалл. Он даже некая монада, – и тем
отличается от сложного и разложимого состава аллегории, притчи
или сравнения»
1
. Автор пишет, что символ «имеет душу и внутрен
нее развитие, он живет и перерождается». Символы – это некие «из
начальные формы и категории».
С. Аверинцев в энциклопедической статье «Символ художествен
ный» называет символогию инонаучной формой знания
2
.
Симвология представляет собой диалогическую форму знания,
потому что смысл символа осуществляется только внутри человечес
кого общения, внутри ситуации диалога. Многослойная смысловая
структура символа рассчитана на внутреннюю работу воспринимаю
щего, на обнаружение смысла.
Аверинцев пишет о том, что греческое слово «символ» означает
«знак», но такой знак, полисемия которого раскрывается посредством
символических сцеплений, охватывающих в своем пределе целост
ный образ мира. В отличие от обычного знака, для которого много
значность является помехой для выявления рациональноформаль
ной структуры или логической формулы, символ только обогащает
ся за счет обширного поля коннотаций. Символ нельзя дешифровать
простым усилием, в него надо «вжиться». Поэтому всякий символ есть
образ, но такой образ, который направлен за свои пределы.
Художественная практика ХХ века стремится освободить символ
от эзотеричности. В западной философии неокантианства Э. Касси
рер (1874–1945) определил человека как «животное символическое».
Такие символические формы, как язык, мифология, религия, искус
ство, философия и наука, помогают человеку упорядочивать окру
жающий его хаос.
Символизм Иванова тяготеет к мифологическому пониманию,
к диалектическому единству символа и мифа: «Символика – система
символов; символизм – искусство, основанное на символах. Оно впол
не утверждает свой принцип, когда разоблачает сознанию вещи как
символы, а символы как мифы. Раскрывая в вещах окружающей дей
1
Иванов В. И. Поэт и чернь // Иванов В. И. Родное и вселенское. М., 1994.
С. 141.
2
См.: Аверинцев С. С. София – Логос. Словарь// Аверинцев С. С. Собр. соч.
Киев, 2006. С. 386–394.