Составители:
Рубрика:
6
В отечественной культуре к символистам относят Н. Минского,
Д. Мережковского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба, В. Брюсова, К. Баль
монта, А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова, Эллис, Ю. Балтрушай
тис. В. Соловьев (1844–1900) является предтечей русской символи
стской культуры, творцы которой стремились к разгадке той «мно
гозначительности умолчания», которая интуитивно угадывается
в многоточии речи мыслителя. Русские символисты чувствовали не
кую высшую тайну как в личности Соловьева, так и в его творчестве.
Иванов отнес творчество Соловьева к реалистическому (мистичес
кому) типу символизма, к представителям которого относил себя са
мого. В контексте отечественной символической культуры мировос
приятие А. Блока и А. Белого созвучно мотивам Соловьева.
Иванов разделил русский символизм на два течения: идеалисти
ческий (субъективный или солипсический) и реалистический (объек
тивный, мистический, неоплатоникохристианский).
Теоретик русского символизма Андрей Белый (Бугаев Борис Ни
колаевич, 1880–1934) рассматривал реалистический символизм не
только в качестве художественного метода, а, прежде всего, как осо
бый тип мировоззрения. А. Белый в статье «Символизм как миропо
нимание» называет позитивизм и материализм в качестве причин,
вызвавших к жизни символизм. Мыслителисимволисты стремились
преодолеть редукционистскую установку позитивистов и материа
листов, взгляды которых упрощали сложные духовные явления и
вели к «расколдованию мира»: «Еще недавно думали – мир изучен.
Всякая глубина исчезла с горизонта. Простиралась великая плос
кость. Не стало вечных ценностей, открывавших перспективы. Все
обесценилось. Но не исчезло стремление к дальнему в сердцах. Захо
телось перспективы. Опять запросило сердце вечных ценностей»
1
.
Гносеологической основой символизма стал «принцип верности
вещам»: признание феноменов мира в качестве символов, указываю
щих на связь явления со своей ноуменальной сущностью. Симво
лизм утверждает истинное бытие в бытии относительном, он стре
мится к постижению сокровенной жизни сущего. Иванов утверждал,
что художник должен славословить всем вещам и благословлять все
в мире. У Иванова интуиция и символ становятся методами позна
ния сущего.
Рассмотрим дефиниции символа в работах Иванова. Мыслитель
пишет, что символ есть полисемантичный знак, который «прорезы
вает все планы бытия и все сферы сознания и знаменует в каждом
1
Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 244.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »