Символизм Вяч. Иванова и мифологема Диониса. Королькова Е.А. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
Шарль Бодлер (1821–1867) стал идейно3эстетическим родоначаль3
ником символизма во Франции. Принцип соответствия искусства и
жизни стал важным положением в творчестве французского симво3
листа. Понятие «соответствия» становится онтологической катего3
рией, раскрывающей многомерность бытия и связь всех его уровней.
Любая вещь в силу ее взаимосвязи с целым имеет глубину, неулови3
мую в словах. Но художник3символист может постигнуть ее тайно3
пись: своим творческим воображением и интуицией он проникает
в глубинные отношения вещей, выявляет их соответствия и анало3
гии, которые облекает в символ. В сонете Ш. Бодлера «Соответствия»
сущность природы открывается поэту как храм и гармония, как ис3
точник высших дум и лучших чувств:
Природа – строгий храм, где строй живых колонн
Порой чуть внятный звук украдкою уронит;
Лесами символов бредет, в их чащах тонет
Смущенный человек, их взглядом умилен
1
.
Выражение французского поэта «лесами символов» можно неодно3
кратно встретить в текстах Вяч. Иванова. Он пишет, что в поэзии
Бодлера, как в колыбели современного символизма, мы находим
чистый образец «ознаменательного творчества», в котором приро3
да выступает символом высшей реальности, сквозь физическую кра3
соту вещей просвечивает духовная красота. Бодлер воспевает кра3
соту в стихотворении «Гимн Красоте», о ней он пишет как о симво3
ле: красота многозначна и таинственна, в ней ангельская суть спле3
тена с дьявольской, ее высота сопряжена с падением, а восторг со
страданием и смертью. Двойственность чувственной красоты по3
беждается «царицей Красотой», освобождающей мир от тягостного
плена:
Скажи, откуда ты приходишь, Красота?
Твой взор – лазурь небес иль порожденье ада?
Ты, как вино, пьянишь прильнувшие уста,
Равно ты радости и козни сеять рада.
Заря и гаснущий закат в твоих глазах,
Ты аромат струишь, как будто вечер бурный:
Героем отрок стал, великий пал во прах,
Упившись губ твоих чарующею урной
2
.
1
Бодлер Ш. Цветы зла: Стихотворения. СПб., 2002. С. 55.
2
Там же. С. 95.