Символизм Вяч. Иванова и мифологема Диониса. Королькова Е.А. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

3
Введение
Данная работа «Символизм Вяч. Иванова и мифологема Диони
са», продолжая лекционный курс «История русской философии»,
представленный ранее в текстах лекций: «На пути к истинной фило
софии» (2004), «Русская философия: В. Розанов и метафизика пола»
(2006), «Метафизика любви в творчестве Д. Мережковского и З. Гип
пиус» (2006), знакомит читателя с колоритными фигурами отече
ственной философской мысли Серебряного века.
Время Серебряного века было временем поиска новых направле
ний мысли и жизненных экспериментов, воистину временем лабора
торных исследований духа. Это была эпоха пробуждения в России
самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения
эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и иска
ния, интереса к мистике и оккультизму. Новую эпоху характеризо
вал творческий подъем и новизна идей, напряженность мысли с ее
борьбой и вызовом уходящей культуре.
Поэт и мыслитель Вячеслав Иванович Иванов (1866–1949) сыграл
колоссальную роль в создании и оформлении новой русской культуры
начала ХХ века. Активный участник этой творческой эпохи Н. Бердя
ев считал, что русский XIX век не знал «такого необыкновенно утон
ченного человека с такой универсальной культурой, как В. Иванов».
В данной работе исследуется феномен символизма в трудах оте
чественных мыслителей, а также их понимание идеала творческой лич
ности. Акцентируется внимание читателя на герменевтике античного
мифа о Дионисе, осуществленной философами Ф. Ницше и Вяч. Ива
новым.
Автор также анализирует такие понятия, как символ, символизм,
мифологический символизм, Эрос, трагедия, мистерия, дионисий
ское начало, оргия, страсть, фиас менад, анима, анимус.
1. Символизм как миропонимание
Символизм как литературнохудожественное и мировоззренческое
направление в мировой культуре имел место в последней четверти
XIX – первой трети ХХ века. В качестве школы символизм сложился
во Франции и достиг там своего наивысшего расцвета в 80–90е годы.
XIX века Француз Ж. Мореас в сентябре 1886 года провозгласил мани
фест о новой школе с названием «символизм», выдающимися предста
вителями которой были С. Малларме, Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо.
В Бельгии символизм развивался такими поэтами, как М. Метерлинк,
Э. Верхарн, в Германии – Г. Георге, Р. Рильке, а в Норвегии – Г. Ибсен.