Символизм Вяч. Иванова и мифологема Диониса. Королькова Е.А. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
Иванов считает, что Бодлер только частично коснулся реалисти3
ческого символизма, хранящего «верность вещам», и в основном его
поэзия относится к идеалистическому или субъективному символиз3
му, для которого символ есть лишь метафора, исполняющая роль
риторической фигуры. В произведениях французского поэта функ3
ция символа сводится лишь к средству художественной изобрази3
тельности, в которой символ выступает в качестве сигнала или ус3
ловного знака, в роли чистого означающего. Иванов критикует по3
эзию декаданса за то, что символ есть слово, которое не отсылает ни
к какой реальности, а сводится к литературному приему «поэтиче3
ского ребуса».
Потребность поэта3символиста высказать личный уникальный
опыт привела к сложному замыслу языкового проекта, направлен3
ного на свободу и эстетизацию слова. В этом проекте метафоре отво3
дилась роль королевы риторических фигур и генерального тропа ри3
торики; метафора направлена на активизацию воображения и созда3
ние ассоциативного ряда в сознании читателя.
Иванов критикует идеалистический символизм за его субъектив3
ный характер, ведущий к замкнутости художника в пределах того,
что имманентно сознанию художника. Монологическая направлен3
ность сознания символистов, ведущая к забвению Другого, превра3
щает мир в проекцию индивидуального сознания творца. Данное по3
ложение вещей ведет к утрате культурой внутренней связи с живой
реальностью, к непониманию людьми друг друга и к разладу между
искусством и жизнью. А. Белый написал ряд критических статей на
тему кризиса культуры, в которых глубочайший кризис человече3
ства им воспринимался как следствие состояния раздвоенности меж3
ду словом и жизнью, между искусством и бытием. А. Белый пишет,
что культура должна быть творчеством самой жизни, ее осознанием
и ростом самосознания человека. Роль философии в самопознании
человека несомненна, но только той философии, уточняет автор, ко3
торая имела место в античности как любовный пафос устремленнос3
ти и «протянутости» к мудрости.
Творчество символистов ориентировано на синтез культурных
ценностей: они активно используют религиозную символику, осо3
бенно опыт культуры Средних веков, вводят в свой текст сюжеты и
идеи античной архаики и классики, насыщают свои произведения
мифологическими мотивами. Поэтому символистская культура рас3
считана на подготовленного читателя и зрителя, способного к ассо3
циативному восприятию художественного текста, умеющего видеть
не только явленное, но и скрытое.