Символизм Вяч. Иванова и мифологема Диониса. Королькова Е.А. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

11
повседневности, а также считать все человеческое и земное ничтож3
ным и недостойным его внимания. В таком взгляде коренится заб3
луждение. Напротив, задача символиста заключается в освящении
повседневной реальности, в том, чтобы мельчайшие подробности
жизни стали значимыми и знаменательными. Художник3символист
обязан стремиться сочетать «корни и звезды», совершать «кольцо
обручения» неба с землею, высоты с глубиною: «Итак, высшим зако3
ном для нисходящего становится благоговение к низшему и послу3
шание воле Земли, которой он приносит кольцо обручения с выс3
шим… Важнее всего в этом правильное определение соотношений,
соответствий и соразмерностей между высшим и низшим, высотой и
глубиной…»
1
.
Человек должен постоянно возвращаться к земным ценностям и к
служению другим людям, иметь смирение и сострадание к слабостям
другим. Нисхождение человечно и демократично, в его процессе лич3
ность излучает радость и дарит плоды своего восхождения. Творец
в качестве дара приносит людям свои произведения. В этом служе3
нии творческой личности другим имеет место самоотдача и самопо3
жертвование. Если в случае восхождения личность теряла себя в
сверхличном, то в нисхождении она отдается внеличному. Диалек3
тическая логика Эроса у Иванова состоит в единстве восхождения и
нисхождения. В диалектическом взаимопереходе символических ак3
тов «брать и давать», нужды и дара состоит мудрость жизни.
3. Мифологема Диониса
Лейтмотивом поэтического и научного творчества Иванова явля3
ется мифологема Диониса. Н. Бердяев называл Иванова «лучшим
русским эллинистом» и «главным глашатаем дионисизма»: «Он са3
мый замечательный специалист по религии Диониса. Стихи его пол3
ны дионисическими темами. Он любил говорить, что для Ницше ди3
онисизм был эстетическим феноменом, для него же это религиозный
феномен»
2
. Сам Иванов, страстно влюбленный в эллинскую культу3
ру, признавался: «Я слишком эллин».
Искусство и философия Эллады инспирировали творчество худож3
ника в силу близости древних к преданиям священной Памяти: «Все
искусство древности посвящено Памяти; за Аполлоном, предводите3
лем хоровода Муз, стояла безмолвная вдохновительница – Мнемо3
1
Иванов В. И. О границах искусства // Иванов В. И. Родное и вселенское. С. 211.
2
Бердяев Н. А. Самопознание. Л., 1991. С. 156.