Составители:
Рубрика:
18
ни, переполнения, наконец – исступления...»
1
В лексике Иванова
мир есть эпифания бога, маска Диониса: многоликая драма его пре
вращений.
В развитии дионисийского начала Иванов усматривал перспекти
вы эволюции человека: «Новое чувство богоприсутствия, богоиспол
ненности и всеоживления создаст иное мировосприятие, которое я не
боюсь назвать поновому мифологическим. Но для этого нового зача
тия человек должен так раздвинуть грани своего сознания в целое,
что прежняя мера человеческого будет казаться ему тесным коко
ном, как вылетевшей из колыбельного плена бабочке»
2
. Философия
дионисизма формирует иное сознание человека, пробуждает внутрен
ние силы и усиливает душевное волнение, которое способствует раз
витию творческих способностей личности.
Миф о создании человека из титанической первоматерии стал прин
ципом диады в понимании сущности человека, изначально состоящей
из божественнодионисийской (духовноразумной) природы и титани
ческой основы – стихийного древнего хаоса. Но из этого разделения не
следует делать вывод о том, что низшая, страстная природа человека
абсолютно противостоит высшей, одухотворенной. Мыслитель обра
щает внимание на тот момент, что когда титаны приняли в себя плоть
растерзанного ими Диониса, то их тело было уже не титаническим
только, но и дионисийским: «Такова же, следовательно, даже низ
шая страстная часть нашего существа: и она есть смесь из двух нерав
ных по божественности и борющихся начал; тело наше также диони
сийское…»
3
Речь идет о том, что тело человека тоже дионисийское,
ведь Дионис по материнской линии принадлежит земному и подземно
му миру. Основываясь на мифе, Иванов делает заключение о ценностн
иррациональных сил, вдохновляющих и оплодотворяющих челове
ка. Можно сказать, что философия дионисизма придает сакральный
характер инстинкту пола, в ней безличная стихия плоти представле
на в качестве невинного и неумирающего инстинкта
4
.
Иванов утверждает смысл существования человека в уподобле
нии и подражании божественной жизни. Дионис получает роль во
жатого, ведущего человека как по вертикали ввысь – к мистическо
му единению с богом, так и роль вождя по пути нисхождения к миру
и людям, осуществленному путем жертвенного служения личности в
актах саморасточения и самоотдачи душевных сил. Именно в таком
образе жизни содержится ключ к личному бессмертию.
1
Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. С. 166–167.
2
Иванов В. И. Кручи // Иванов В. И. Родное и вселенское. С.106.
3
Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. С. 187.
4
См.: Там же. С. 250.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- …
- следующая ›
- последняя »