Составители:
Рубрика:
21
очищение (katharsis)»
1
. Оргиастическая, страстная музыка дифирам
ба, исполняемая на флейте, способна вызвать как вакхический эк
стаз, так и состояние жалости и страха.
В переживании душевного возбуждения активизируется хтони
ческая, хаотическая, энергия в человеке, которая в состоянии ис
ступлениябезумия достигает предельной концентрации: такой на
кал сил требует своего разрешения, исхода. В пении и танцах можно
найти выход той экстатической энергии, которая способна «сокру
шить свой сосуд». В культовой практике оргиазма человек освобож
дается от титанической силы путем уподобления и причастия стра
стям божественным. Итогом священного действия становится ка
тарсис, означающий эмансипацию душевных сил от воздействия ин
стинктов. Состояние катарсиса сравнимо с умиротворенным состоя
нием души, с состоянием внутреннего покоя и тишины, а бесстрас
тие тишины открывает личности путь визионерного созерцания в па
мяти: «Глубокая, золотая тишина объемлет самозабвению отдавшу
юся душу, и в далеких далях встают перед ней образы, сохранившиеся
в воспоминании Мировой Души»
2
. Свобода души от уз тела и ее неза
висимое бытие ведет также к примирению диады и целостности лич
ности.
Само место священнодействий говорит о связи вакхического эк
стаза с Музами и творческим процессом. Иванов толкует мужскую
власть Аполлона как подавление женского начала, способного к ми
стическому экстазу и ясновидению. В этом же ключе русский герме
невтик интерпретирует легенду о Кассандре: Аполлон, безответно
влюбленный в Кассандру, наказывает ее тем, что никто из людей не
верит в ясновидение, исходящее от женщины.
В символике Иванова образы менады и Психеи отождествляются:
эти мифические женские фигуры исполняют роль архетипа женствен
ной части души человека. В психологической науке швейцарского
ученого К. Г. Юнга (1875–1961) женскому архетипу бессознатель
ного соответствует слово «anima», обозначением же архетипа созна
тельной мужской части души является термин «animus». Создатель
аналитической психологии усложняет модель психики человека,
разработанную австрийским психоаналитиком З. Фрейдом (1856–
1961). Юнг дополняет структуру сознания новой сферой коллектив
ного бессознательного. Содержанием коллективного бессознатель
ного являются архетипы: «скрытые в глубине фундаменты созна
1
Аристотель. Политика // Соч.: в 4 т. М., 1983. Т. 4. C. 642.
2
Иванов Вяч. Древний ужас // Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. С. 328.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- …
- следующая ›
- последняя »