ВУЗ:
Составители:
можно высказать и в отношении некоторых других видов норм, в том числе дефинитивных, норм-целей, многих общих
норм.
Такая особенность присуща не только российскому праву. Если, например, обратиться к англосаксонским правовым
системам, основным источником права в которых является судебный прецедент, то там норма права представляет собой
не столько правило поведения, сколько образец, ориентируясь на который, суд принимает решение. Так, Р. Давид отме-
чает, что «норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на
то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее».
26
В основных
источниках мусульманского права – Коране и Сунне – освещаются деяния и высказывания Пророка Мухаммеда. На их
основе создаются другие источники мусульманского права – иджма (единое соглашение мусульманского общества, осно-
ванное на толковании законов шариата различными школами исламского права), и кияс (суждение по аналогии). То есть
и здесь, в Коране и Сунне, формулируются не столько правила, сколько образцы поведения.
27
Интересна формулировка, в которой речь идет не о «правиле поведения», а просто о «правиле». Такую формулиров-
ку использует, например, В.В. Лазарев.
28
Гойман-Червонюк В.И. термин «правила поведения» заменяет словами «пред-
писания и принципы, выступающие критерием правомерности ...поведения», а В.М. Сырых – «властное предписание»
29
,
А.Б. Венгеров «правило (веление)»
30
.
Другой признак нормы указывает, что она «регулирует общественные отношения», «воздействует» на них.
Этот признак представляется несомненным: он характеризует все правовые нормы, независимо от источника и ха-
рактера правовой системы. При этом большинство норм (в частности, все нормы-предписания), действительно, прямо,
непосредственно регулируют общественные отношения, а прочие осуществляют такое регулирование или воздействие
опосредованно, косвенно – через другие нормы.
Например, нормы-определения действуют на общественные отношения не прямо, а в сочетании с нормами-
предписаниями при их реализации, обеспечивая единство их понимания и применения. Как отмечает С.А. Комаров, в это
сочетание включаются: «обстоятельства, при которых применяется норма; круг участников, регулируемых этой нормой
отношений; взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей».
31
Однако, не все ученые указывают
на этот признак. По мнению Л.В. Афанасьевой, это связано с тем, что он может рассматриваться как излишний: все пра-
вила поведения, все социальные нормы направлены на регулирование общественных отношений
32
.
Однако будет справедливым добавить, что этот признак также типичен не только для правовых, но и для всех соци-
альных норм, ведь он вытекает из смысла самого понятия «норма».
Следующие признаки правовых норм носят видовой характер, именно они отличают нормы права от других соци-
альных норм.
В значительной части определений отмечается то, что нормы права «устанавливаются или санкционируются госу-
дарством»
33
либо «исходят от государства»
34
. Наряду с этим употребляется и иная терминология: «связанное с государст-
венной властью правило», «признаваемое государством» и т.п. Последние варианты представляются менее удачными:
ведь государство «признает» не только правовые, но и иные социальные нормы, если они не противоречат нормам права.
Вторая сторона связи правовых норм с государством заключается в том, что, как отмечает большинство авторов,
правовые нормы «охраняются государством», «обеспечиваются государством»
35
и т.п. При этом, как правило, подчерки-
вается и возможность государственного принуждения как средства охраны этих норм от нарушения.
Признак охраны (обеспечения) норм права государством характерен для всех правовых систем. Действительно, во
всех странах государство охраняет правовые предписания, обеспечивает их реализацию, в том числе и мерами принуж-
дения. Также следует отметить, что в странах традиционно-религиозных систем значительно большую роль в этом (по
сравнению с европейскими правовыми системами) играют негосударственные структуры, а правомерность поведения во
многом обеспечивается религией или традициями.
Значительная часть авторов, например С.В. Комаров и В.Н. Хропанюк, указывают на общеобязательность права. Как
отмечает С.А. Комаров, «оно имеет значение не для отдельного индивида, а для всех входящих в состав данной катего-
рии людей (общества в целом) как возможных (или реальных) участников конкретного вида общественного отноше-
ния».
36
26
Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 22.
27
Волков В. Коран и Сунна // Отечественные записки. 2003. № 5. С. 167.
28
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.
М., 1996. С. 146–147.
29
Афанасьева Л.В. Нормы права: понятие, структура, классификация // Право: проблемы теории: Учебное пособие. Смоленск,
2003. С. 132.
30
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2006. С. 99.
31
Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. СПб., 2005.
С. 258.
32
Афанасьева Л.В. Нормы права: понятие, структура, классификация // Право: проблемы теории: Учебное пособие. Смоленск,
2003. С. 133.
33
Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. СПб., 2005.
С. 257.
34
Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права // Государство и
право. 2003. № 4. С. 21.
35
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.
М., 2001. С. 147.
36
Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. М., 2003.
С. 258.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- …
- следующая ›
- последняя »