Психолого-акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования. Козлова Н.В. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Предмет акмеологии объективные и субъективные факторы,
содействующие и препятствующие достижению вершин
профессионализма, творческого долголетия специалистов, а также
закономерности в организации обучения профессионализму будущих
специалистов, совершенствовании и коррекции их деятельности.
К объективным факторам относится качество полученного
воспитания и образования; к субъективным талант и способности
человека, его ответственность, компетентность, умение эффективно
решать профессиональные задачи.
Акмеология также исследует закономерности предотвращения и
разрешения основного противоречия образования: между растущим
объемом научно-теоретической и научно-практической информации, с
одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею или
создания новой информации, обеспечивающей продуктивное решение
творческих задач, – с другой.
Таким образом, акмеология предоставляет практикам не просто
рекомендации по наиболее желательным параметрам различных
характеристик профессиональной деятельности, выявляемым самой
акмеологией, но и собственно акмеологический продукт способы
достижения таких параметров, которые реализуются акмеологами-
практиками, а также передаются в распоряжение обучаемых ими
профессионалов для дальнейшего самостоятельного использования с
целью повышения уровня своего профессионализма.
Как теория профессионализма акмеология не может считаться
психологической наукой взрослости, но, исследуя профессионализм,
обращается к его условиям и факторам, находимым, выделяемым и
анализируемым на различных этапах жизни человека, которые, сами
будучи рассматриваемыми при этом через призму профессионализма,
понимаются ею уже как этапы становления, развития и
совершенствования профессионального мастерства и передачи его
поколению будущих профессионалов. Именно это обстоятельство и
сближает акмеологию с другой психологической наукой с
психологией «жизненного пути», также стремящейся к целостному
охвату всей человеческой жизни.
Акмеология, таким образом, является научным способом изучения
максимальных возможностей человеческой природы (ее интересуют
позитивные, а не негативные достижения). Изучая свой объект и
опираясь на данные жизни и культуры, истории, акмеология не только
ищет, подобно любой другой науке, закономерности проявления
максимальных возможностей человека, но и ставит насущные (для
политики, воспитания, культуры) вопросы о таком изменении условий
11