ВУЗ:
Составители:
существующей ныне наукой. Прикладной дисциплиной акмеология
является в том смысле, что она на базе познанных фундаментальных
закономерностей разрабатывает такие практически ориентированные
технологии, которые не могут быть выведены, эксплицированы из уже
существующих социологических процедур, психологических методов и
педагогических приемов.
Акмеология, как любая новая наука, находящаяся в состоянии
мета-научной саморефлексии (Е.А. Суслова), обретает свой
парадигмальный статус в системе всех трех оснований: философского,
гуманитарного, социально-научного. При этом под акмеологической
парадигмой понимается, прежде всего, ее самостоятельность,
отграничивающая на качественном уровне одно научное знание от
другого, когда имеющиеся знания о человеке не могут объяснить
проблемы его жизнедеятельности с точки зрения существующих наук
(например, с позиций антропологии, этнологии, социологии, наконец,
психологии). О парадигмальной самостоятельности акмеологии можно
говорить также с точки зрения критериев выделения научного знания.
Онтологический критерий, согласно которому выделяются
специфические объекты науки, различные проявления, воплощения,
взаимодействия объекта в сфере социальной реальности. Такими
объектами акмеологии являются профессиональная деятельность и
личностное развитие. Эти объекты равно и инновативны для
современной отечественной науки, и актуальны, требуют решения
целого комплекса проблем прикладного, практического характера.
Эпистемологический критерий свидетельствует о теоретико-
познавательных возможностях акмеологии, ее отличии от других наук,
изучающих человека и профессиональные аспекты его деятельности.
Институционально-организационный критерий отражает формы
институционализации и организации акмеологии как научной,
практической, учебной, издательской, ассоциативной (научные
сообщества, междисциплинарное и международное признание и т.п.)
деятельности.
Этический критерий, пожалуй, менее всего в поле зрения
акмеологии. С одной стороны, согласно этому критерию, нужно
заниматься определением профессионально-нравственных качеств,
ценностей, норм, правил поведения, которыми должен
руководствоваться в своей деятельности сам акмеолог. С другой
стороны, он должен разрабатывать морально-нравственные принципы,
ценности, профессиональную ментальность, духовность у своего
основного объекта – Человека труда.
В акмеологическом плане в качестве системообразующего фактора
14
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »