ВУЗ:
Составители:
акмеологии состоит в том, что ее предмет не имеет четкого уровневого
строения, представляет собой онтологически неоднородную, но
функционально единую и движимую к оптимальному состоянию
систему. Акмеологическая система имеет целевой, проектируемый
моделируемый характер. В акмеологии предполагается достижение
более оптимального способа организации. Достижение оптимального
состояния системы в процессе ее изменения обеспечивается
конструктивностью преобразований, наличием алгоритмов,
инструментально-оперативных средств акмеологического содействия.
Субъектный подход. Принцип субъекта является парадигмальным
для акмеологии. Личность становится субъектом совершенствования
как непосредственного самосовершенствования, так и опосредованного
своей деятельностью и акмеологическими технологиями. В качестве
основного признака субъекта выделены: способность
совершенствования, способность человека достигать высшего
оптимального уровня своего развития, идеала (С.Л. Рубинштейн).
Однако для личности достижение субъектности не есть достижение
заранее отмеченной планки, а непрерывное движение к
самосовершенствованию (А.А. Деркач). С этой точки зрения понятие
«акме» означает не конечный пункт жизненного движения и развития, а
ту вершину, с которой открываются новые горизонты дальнейшего
движения. Одновременно субъект – это автономия, самостоятельность,
инициатива и ответственность. Важным критерием субъектности для
акмеологии является свобода владения внешними и внутренними
условиями своей жизнедеятельности, способности к построению
оптимально развивающих саму личность и других людей как субъектов
отношений – исторически зрелому типу жизнеотношений
(Е.Б. Старовойтенко). Наконец, важнейшим критерием субъектности
личности является наличие «я»-концепции, которая, несомненно,
представляет собой и базисное личностное образование, но в своей
конкретной архитектонике, в своей соразмерности позволяет судить о
мере субъектности личности.
Принцип гуманизма. Последним из методологических принципов,
которые составляют базис акмеологии, является принцип ценности,
гуманизма. Общее философско-методологическое содержание этого
основополагающего в развитии человеческого принципа (в силу его
многоаспектности, исторической изменчивости и других причин),
определяется первоначально выработанной обществом категории
идеала или ценности, как блага, как пользы, интереса, цели, человека, и
разрабатываемым на этой основе понимание человека как следующего,
стремящегося достигающего блага, должного, ценностей. Э.Кант
16
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- …
- следующая ›
- последняя »