Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 7 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Л.М. Гаврилина
5
Сходным образом решается вопрос и о возникновении рели-
гиоведения. Одни утверждают, что религиоведение как научная
дисциплина возникает во второй половине XIX века с появлени-
ем трудов М. Мюллера, К. Тиле и других отцов-основателей.
Другие считают, что религиоведение в имплицитном виде суще-
ствовало всегда, так как в любом обществе есть рефлексия по
по-
воду религиозных идей, культов, институтов.
Современное религиоведение структурно сформировалось
как комплекс дисциплин, включающий историю религии, фи-
лософию религии, социологию религии, психологию религии,
феноменологию религии. В последнее время говорят о геогра-
фии религии, экологии религии. У каждого из разделов рели-
гиоведения свой угол зрения на предмет исследования, своя
проблематика и
совокупность методов.
Важное место в религиоведческом комплексе занимает ис-
тория религии. В простейшем виде, как сбор фактов относи-
тельно конкретных верований, культов ее можно возвести еще
к Геродоту, описывавшему особенности религиозной жизни
современных ему народов. Сегодня история религии претен-
дует на иной статус. Это обширная область знаний, иссле-
дующая динамику конкретных
религиозных явлений и про-
цессов и выходящая на уровень обобщений, классификаций
через использование данных сравнительного религиоведения.
Симптоматично, что крупнейшая международная организация
религиоведов носит название «Международная ассоциация
истории религии».
Долгое времяв течение всей первой половины XX века
на роль методологической основы религиоведения претендо-
вала феноменология религии. В противоположность истории
религии она
рассматривает homo religios (человека религиоз-
ного) как такового, религиозные феномены вне их историче-
ского контекста, базируясь на позициях мировоззренческого
нейтрализма и воздержании от ценностных суждений.
Психология религии изучает процессы воздействия рели-
гиозных верований, практик на формирование и развитие лич-
ности, исследует психологические основания религиозности.
                                                 Л.М. Гаврилина

    Сходным образом решается вопрос и о возникновении рели-
гиоведения. Одни утверждают, что религиоведение как научная
дисциплина возникает во второй половине XIX века с появлени-
ем трудов М. Мюллера, К. Тиле и других отцов-основателей.
Другие считают, что религиоведение в имплицитном виде суще-
ствовало всегда, так как в любом обществе есть рефлексия по по-
воду религиозных идей, культов, институтов.
    Современное религиоведение структурно сформировалось
как комплекс дисциплин, включающий историю религии, фи-
лософию религии, социологию религии, психологию религии,
феноменологию религии. В последнее время говорят о геогра-
фии религии, экологии религии. У каждого из разделов рели-
гиоведения свой угол зрения на предмет исследования, своя
проблематика и совокупность методов.
    Важное место в религиоведческом комплексе занимает ис-
тория религии. В простейшем виде, как сбор фактов относи-
тельно конкретных верований, культов ее можно возвести еще
к Геродоту, описывавшему особенности религиозной жизни
современных ему народов. Сегодня история религии претен-
дует на иной статус. Это обширная область знаний, иссле-
дующая динамику конкретных религиозных явлений и про-
цессов и выходящая на уровень обобщений, классификаций
через использование данных сравнительного религиоведения.
Симптоматично, что крупнейшая международная организация
религиоведов носит название «Международная ассоциация
истории религии».
    Долгое время – в течение всей первой половины XX века –
на роль методологической основы религиоведения претендо-
вала феноменология религии. В противоположность истории
религии она рассматривает homo religios (человека религиоз-
ного) как такового, религиозные феномены вне их историче-
ского контекста, базируясь на позициях мировоззренческого
нейтрализма и воздержании от ценностных суждений.
    Психология религии изучает процессы воздействия рели-
гиозных верований, практик на формирование и развитие лич-
ности, исследует психологические основания религиозности.
                                                             5