Составители:
Рубрика:
Введение
6
Социология религии рассматривает религию как подсис-
тему общества, изучает воздействие религиозных верований,
организаций на социальные, экономические, политические
сферы жизни общества.
Несколько особняком в этом комплексе дисциплин стоит
философия религии. В её рамках с античных времен осущест-
влялась постоянная рефлексия по поводу религии. Однако в
силу того, что сам предмет философского осмысления
мира в
значительной части совпадает с предметом религии, возникает
сложный и не до конца еще разрешенный вопрос о соотноше-
нии философии и религии, философии и теологии. Ниже мы
специально остановимся на данной проблеме. Пока же скажем
о сложностях определения самого предмета философии рели-
гии – в отличие от научных религиоведческих дисциплин.
Со-
ответственно неопределенностью отличается и статус фило-
софии религии в религиоведении.
По одной традиции, представленной в том числе и в вузов-
ских учебниках под редакцией проф. И.Н. Яблокова, филосо-
фия религии рассматривается как один из структурных разде-
лов религиоведения, как ее теоретическая основа. «Можно ут-
верждать, – пишет И.Н. Яблоков
, – что философия религии по
отношению к конкретным наукам, изучающим религию в сво-
ем аспекте и с помощью собственных методов, выступает в
качестве метатеории и методологии, а также выполняет миро-
воззренчесукю функцию»
1
.
Однако многие другие исследователи – как российские, так
и зарубежные – напротив, не видят в философии религии ин-
тегративных возможностей. Так, в частности, один из круп-
нейших и авторитетных российских специалистов в области
философии религии Ю.А. Кимелёв, анализируя эту проблему,
обратил внимание на тот факт, что в большом двухтомном
труде «Современные
подходы к изучению религии» (1984),
призванном охарактеризовать современное состояние всего
1
Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. И.Н. Ябло-
кова. М., 2001. С. 37.
Введение Социология религии рассматривает религию как подсис- тему общества, изучает воздействие религиозных верований, организаций на социальные, экономические, политические сферы жизни общества. Несколько особняком в этом комплексе дисциплин стоит философия религии. В её рамках с античных времен осущест- влялась постоянная рефлексия по поводу религии. Однако в силу того, что сам предмет философского осмысления мира в значительной части совпадает с предметом религии, возникает сложный и не до конца еще разрешенный вопрос о соотноше- нии философии и религии, философии и теологии. Ниже мы специально остановимся на данной проблеме. Пока же скажем о сложностях определения самого предмета философии рели- гии в отличие от научных религиоведческих дисциплин. Со- ответственно неопределенностью отличается и статус фило- софии религии в религиоведении. По одной традиции, представленной в том числе и в вузов- ских учебниках под редакцией проф. И.Н. Яблокова, филосо- фия религии рассматривается как один из структурных разде- лов религиоведения, как ее теоретическая основа. «Можно ут- верждать, пишет И.Н. Яблоков, что философия религии по отношению к конкретным наукам, изучающим религию в сво- ем аспекте и с помощью собственных методов, выступает в качестве метатеории и методологии, а также выполняет миро- воззренчесукю функцию»1. Однако многие другие исследователи как российские, так и зарубежные напротив, не видят в философии религии ин- тегративных возможностей. Так, в частности, один из круп- нейших и авторитетных российских специалистов в области философии религии Ю.А. Кимелёв, анализируя эту проблему, обратил внимание на тот факт, что в большом двухтомном труде «Современные подходы к изучению религии» (1984), призванном охарактеризовать современное состояние всего 1 Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. И.Н. Ябло- кова. М., 2001. С. 37. 6
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »