Проблемы философии религии и религиоведения. Красников А.Н - 10 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Введение
8
В последнее время мы все чаще сталкиваемся с ситуацией,
когда философия религии рассматривается в качестве само-
стоятельного направления в изучении религии наряду с науч-
ным религиоведением, а не внутри него
1
.
Само определение философии до сих пор является предме-
том дискуссий, так же, впрочем, как и понятие религии. В этой
ситуации ясно, что определить однозначно, что такое филосо-
фия религии, будет проблематичным. Если мы обратимся к
книгам с таким названием, мы обнаружим довольно большое
разнообразие в их содержании. В широком смысле
слова под
философией религии понимают любую философскую рефлек-
сию по поводу религии. В таком виде философия религии на-
считывает не менее двух с половиной тысяч лет, если иметь в
виду рассуждения о богах Ксенофана, Демокрита, Эпикура,
Цицерона и других античных мыслителей. Автономизация
философии религии и тематизация основной проблематики
происходит в новоевропейское
время, когда она становится
непременной частью всех значительных философских систем.
В качестве основателей этой стадии развития философии ре-
лигии обычно называют Б. Спинозу или Д. Юма, а свое окон-
чательное оформление как особый тип философствования она
получила в трудах представителей немецкой классической
философской мыслиКанта, Гегеля, Шеллинга. Тогда же бы-
ла определена ее предметная сфера, сформулирована основная
проблематика: осмысление религии и ее места в культуре, ис-
следование генезиса религии и ее взаимоотношений с другими
формами духовно-практического освоения мира.
Современная философия религии по-прежнему не пред-
ставляет собой какого-то системного единства, хотя и облада-
ет «объективно устанавливаемой предметной сферой, посто
-
янно воспроизводящимися формами осуществления, устойчи-
выми отличиями от других областей философского знания, от
1
Именно это понимание соотношения дисциплин отражено в назва-
нии кафедры философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова:
«Кафедра философии религии и религиоведения».
Введение
    В последнее время мы все чаще сталкиваемся с ситуацией,
когда философия религии рассматривается в качестве само-
стоятельного направления в изучении религии наряду с науч-
ным религиоведением, а не внутри него1.
    Само определение философии до сих пор является предме-
том дискуссий, так же, впрочем, как и понятие религии. В этой
ситуации ясно, что определить однозначно, что такое филосо-
фия религии, будет проблематичным. Если мы обратимся к
книгам с таким названием, мы обнаружим довольно большое
разнообразие в их содержании. В широком смысле слова под
философией религии понимают любую философскую рефлек-
сию по поводу религии. В таком виде философия религии на-
считывает не менее двух с половиной тысяч лет, если иметь в
виду рассуждения о богах Ксенофана, Демокрита, Эпикура,
Цицерона и других античных мыслителей. Автономизация
философии религии и тематизация основной проблематики
происходит в новоевропейское время, когда она становится
непременной частью всех значительных философских систем.
В качестве основателей этой стадии развития философии ре-
лигии обычно называют Б. Спинозу или Д. Юма, а свое окон-
чательное оформление как особый тип философствования она
получила в трудах представителей немецкой классической
философской мысли – Канта, Гегеля, Шеллинга. Тогда же бы-
ла определена ее предметная сфера, сформулирована основная
проблематика: осмысление религии и ее места в культуре, ис-
следование генезиса религии и ее взаимоотношений с другими
формами духовно-практического освоения мира.
    Современная философия религии по-прежнему не пред-
ставляет собой какого-то системного единства, хотя и облада-
ет «объективно устанавливаемой предметной сферой, посто-
янно воспроизводящимися формами осуществления, устойчи-
выми отличиями от других областей философского знания, от
1
 Именно это понимание соотношения дисциплин отражено в назва-
нии кафедры философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова:
«Кафедра философии религии и религиоведения».
8