Составители:
Рубрика:
Л.М. Гаврилина
9
теологии»
1
. Можно говорить о развитии нескольких мировоз-
зренческих и методологических парадигм в современной фи-
лософии религии.
Камнем преткновения многих исследований уже длитель-
ное время является проблема соотношения философии рели-
гии и теологии. Объект исследования и предмет у них один и
тот же. Разницу обычно видят в позиции исследователя. В фи-
лософии
– взгляд на объект исследования со стороны, извне, а
в теологии – изнутри той или иной религиозной доктрины.
Однако это разделение, кажущееся таким определенным, на
деле несколько упрощает ситуацию. Казалось бы, совсем со
стороны на религию может смотреть только атеист, и тогда в
философии религии нужно оставить только философскую
критику религии. Это
важный, но не единственный раздел фи-
лософии религии, существует большой пласт исследований,
выполненных в нейтральном или даже оправдательном ключе
с позиций строгой философской рациональности. К тому же
большие сомнения вызывает вопрос о том, насколько вообще
мог быть свободен исследователь от господствующих в его
культуре ценностных и мировоззренческих ориентаций, зада-
ваемых в
том числе и базовой для данной культуры религией.
С другой стороны, мы имеем немало примеров, особенно в
XX веке, рациональных философских построений, сделанных
теологами. Грань между собственно философией религии и
философской теологией иногда оказывается весьма зыбкой.
Часто одни и те же мыслители фигурируют как в философии
религии, так и в религиозной
философии. Примером тому мо-
жет быть учение протестантского теолога и проповедника
Ф. Шлейермахера, представленное в разделе «Философия ре-
лигии» в упоминавшемся выше учебнике «Введение в общее
религиоведение» (М., 2001). С другой стороны, один из круп-
нейших философов XX века, логик, математик А. Уайтхед
создал метафизическую концепцию, которую принято рас-
сматривать в контексте
философской теологии.
1
Кимелёв Ю.А. Современная западная философия религии… С. 13.
Л.М. Гаврилина 1 теологии» . Можно говорить о развитии нескольких мировоз- зренческих и методологических парадигм в современной фи- лософии религии. Камнем преткновения многих исследований уже длитель- ное время является проблема соотношения философии рели- гии и теологии. Объект исследования и предмет у них один и тот же. Разницу обычно видят в позиции исследователя. В фи- лософии взгляд на объект исследования со стороны, извне, а в теологии изнутри той или иной религиозной доктрины. Однако это разделение, кажущееся таким определенным, на деле несколько упрощает ситуацию. Казалось бы, совсем со стороны на религию может смотреть только атеист, и тогда в философии религии нужно оставить только философскую критику религии. Это важный, но не единственный раздел фи- лософии религии, существует большой пласт исследований, выполненных в нейтральном или даже оправдательном ключе с позиций строгой философской рациональности. К тому же большие сомнения вызывает вопрос о том, насколько вообще мог быть свободен исследователь от господствующих в его культуре ценностных и мировоззренческих ориентаций, зада- ваемых в том числе и базовой для данной культуры религией. С другой стороны, мы имеем немало примеров, особенно в XX веке, рациональных философских построений, сделанных теологами. Грань между собственно философией религии и философской теологией иногда оказывается весьма зыбкой. Часто одни и те же мыслители фигурируют как в философии религии, так и в религиозной философии. Примером тому мо- жет быть учение протестантского теолога и проповедника Ф. Шлейермахера, представленное в разделе «Философия ре- лигии» в упоминавшемся выше учебнике «Введение в общее религиоведение» (М., 2001). С другой стороны, один из круп- нейших философов XX века, логик, математик А. Уайтхед создал метафизическую концепцию, которую принято рас- сматривать в контексте философской теологии. 1 Кимелёв Ю.А. Современная западная философия религии С. 13. 9
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »