Философия. Краюшкин В.Г - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

3. Кто из античных философов не принял парменидовское толко-
вание бытия и почему?
4. Какие изменения в понимании проблемы бытия произошли в
новое время?
5. Как связано мировоззрение Нового времени с проблемой бы-
тия?
6. Приведите основные аргументы критики русскими философа-
ми того понимания бытия, которое сложилось в европейской
философии Нового времени.
7. Какова судьба проблемы бытия в философии 20 века?
8. Культурные последствия отказа в 20 веке от античной тради-
ции понимания бытия. Как Вы лично к ним относитесь?
9. Что такое материя и какова ее структура?
10. Какие формы движения материи Вы знаете?
11. В чем заключается специфика социального пространства и со-
циального времени?
Рекомендуемая литература
1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Гл. 5. – М, 1989.
2. Введение в философию. В 2-х ч. Ч.1. – М., 1989.
3. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропей-
ской философии. – М. 1986.
4. Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. – М., 1991.
5. Флоренский Л.А. Итоги.//Сочинения. В 2-х т. Т.2. С. 341-350. – М,
1990.
6. Фрагменты ранних греческих философов. С. 279-290. – М, 1989.
7. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М, 1992.
8. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов-на-
Дону, 1997.
9. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991.
Тема: «ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. ПОДХОДЫ К
АНАЛИЗУ ЕГО СУЩНОСТИ»
Содержание темы:
1. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения.
2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка соз-
нания.
3. Возникновение человеческого сознания.
4. Самосознание человека.
5. Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд.
1. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения.
Сознаниеэто специфически человеческая форма взаимодей-
ствия человека с повседневным миром. Сознание мгновенно свя-
зывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он
почувствовал, подумал, пережил.
Диалектико-материалистическая философия рассматривает
сознание как свойство высокоорганизованной материи. В филосо-
фии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый
заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании,
существуют в нем. Второй имеет цель объяснить, как возможно
само сознание.
Представления о сознании тесно связаны с господствующими
мировоззренческими установками, и поэтому каждая эпоха по-
своему формировала понимание сознания.
Античная философия открыла только одну сторону сознания
направленность на объект. Средневековье открыло потребность
человека обращать внимание на собственные переживания, знания
собственного духовного опыта, его содержания. В идеалистиче-
ской философии Нового времени идея бога задавала меру объяс-
нения мира в целом и жизни отдельных людей. Она не давала лю-
дям погрузиться в стихию инстинктов и выходить за рамки сию-
минутных материально-экономических интересов и потребностей.
Сознание было признано первичной реальностью, не зависящей ни
от экономических, ни от социальных условий. Маркс в своей диа-
лектико- материалистической концепции сформировал идею вто-
16
3. Кто из античных философов не принял парменидовское толко-                 Тема: «ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. ПОДХОДЫ К
    вание бытия и почему?                                                                  АНАЛИЗУ ЕГО СУЩНОСТИ»
4. Какие изменения в понимании проблемы бытия произошли в                                           Содержание темы:
    новое время?                                                            1.   Смысл проблемы сознания и трудности ее решения.
5. Как связано мировоззрение Нового времени с проблемой бы-                 2.   Развитие форм отражения как генетическая предпосылка соз-
    тия?                                                                         нания.
6. Приведите основные аргументы критики русскими философа-                  3.   Возникновение человеческого сознания.
    ми того понимания бытия, которое сложилось в европейской                4.   Самосознание человека.
    философии Нового времени.                                               5.   Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд.
7. Какова судьба проблемы бытия в философии 20 века?
8. Культурные последствия отказа в 20 веке от античной тради-                   1. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения.
    ции понимания бытия. Как Вы лично к ним относитесь?                         Сознание – это специфически человеческая форма взаимодей-
9. Что такое материя и какова ее структура?                                 ствия человека с повседневным миром. Сознание мгновенно свя-
10. Какие формы движения материи Вы знаете?                                 зывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он
11. В чем заключается специфика социального пространства и со-              почувствовал, подумал, пережил.
    циального времени?                                                          Диалектико-материалистическая философия рассматривает
                                                                            сознание как свойство высокоорганизованной материи. В филосо-
                   Рекомендуемая литература                                 фии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый
1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Гл. 5. – М, 1989.                        заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании,
2. Введение в философию. В 2-х ч. Ч.1. – М., 1989.                          существуют в нем. Второй имеет цель объяснить, как возможно
3. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропей-           само сознание.
   ской философии. – М. 1986.                                                   Представления о сознании тесно связаны с господствующими
4. Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. – М., 1991.                      мировоззренческими установками, и поэтому каждая эпоха по-
5. Флоренский Л.А. Итоги.//Сочинения. В 2-х т. Т.2. С. 341-350. – М,        своему формировала понимание сознания.
   1990.                                                                        Античная философия открыла только одну сторону сознания –
6. Фрагменты ранних греческих философов. С. 279-290. – М, 1989.
7. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М, 1992.
                                                                            направленность на объект. Средневековье открыло потребность
8. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов-на-             человека обращать внимание на собственные переживания, знания
   Дону, 1997.                                                              собственного духовного опыта, его содержания. В идеалистиче-
9. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991.                 ской философии Нового времени идея бога задавала меру объяс-
                                                                            нения мира в целом и жизни отдельных людей. Она не давала лю-
                                                                            дям погрузиться в стихию инстинктов и выходить за рамки сию-
                                                                            минутных материально-экономических интересов и потребностей.
                                                                            Сознание было признано первичной реальностью, не зависящей ни
                                                                            от экономических, ни от социальных условий. Маркс в своей диа-
                                                                            лектико- материалистической концепции сформировал идею вто-


                                                                       16