Философия. Краюшкин В.Г - 38 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

ности взлета и упадка, возникнет новая модель мировой цивилиза-
ции.
Однако, в наше время сохраняются угрозы и не случайно кон-
цепции глобального развития характеризуются как поиск «страте-
гии выживания».
Каковы же угрозы наших дней?
1. Термоядерный пожар.
2. Надвигающаяся близость экологической катастрофы.
3. Опасность, нависшая над человеческой телесностью.
4. Кризис человеческой духовности.
Но можно уверенно сказать, что определенные надежды пре-
одоления глобальных кризисных процессов существуют:
1. Развертывание информационной революции.
2. Утверждение смешанной рыночной и социально защищенной
экономики, нахождение баланса между экономической эффек-
тивностью и социальной справедливостью.
3. Становление принципа ненасилия и демократического согла-
сия во внешней и внутренней политике, в групповых и меж-
личностных отношениях.
4. Объединительные процессы духовной жизни.
5. Межэтническая и межкультурная интеграция.
В рационалистическом секторе накоплено немало способов
предсказывания будущего. Но весьма распространены утвержде-
ния о том, что будущее непредсказуемо. Сомнения в возможности
обозревать будущее опираются и на негативный опыт футуроло-
гии. Имеется ввиду множество изданий, появившихся в 50-60-е
годы нашего века. Когда обращаешься к ним, то видно, большин-
ство предсказаний не оправдалось.
В настоящее время формируется концепция устойчивого раз-
вития. В центре ее находятся те действия, которые люди Земли
должны предпринять для обеспечения сопряженного развития че-
ловека и природы. Главная цель прогнозистов ныне состоит в том,
чтобы дать анализ альтернатив деятельности, хода и исхода гло-
бальных процессов.
Глобальные проблемы современностиэто не чисто экономи-
ческие, политические или научные, а прежде всего, проблемы ду-
ховно-нравственные. Выход из этой ситуации виден в принятии
идеологии «нового аскетизма», то есть изменение социальных ус-
тановок личности и общества, переориентация человечества с
идеологии роста производства и потребительства материальных
ценностей на духовное самоусовершенствование.
Для этого человечество должно опираться на определенные
базисные ценностные ориентации, то есть ценности гуманизма.
При таком подходе человек рассматривается как высшая цель об-
щественного развития.
Это выражается в мало еще исследованном явлении, как рост
планетарного сознания. Общечеловеческие ценностиэто идеал,
символ, образец и в таком качестве они имеют право занимать со-
ответствующее место в нашем сознании и мировоззрении.
3. Космоцентрический взгляд на решение глобальных про-
блем человечества.
Еще в конце XIX века начал формироваться новый взгляд на
пути развития современной цивилизации с позиций космического
измерения человеческого бытия. Наиболее ярко эту тенденцию
представляет русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский,
В.И. Вернадский).
Центральная идея этого космоцентрического подхода заклю-
чается в единстве человека и космоса, космической природе чело-
века.
Наиболее разработанной идея космизма предстает в филосо-
фии общего дела Н.Ф. Федорова. Его концепцияэто, прежде все-
го, регуляция природы, управление ее силами. Задача человечест-
ва приводить мир в порядок, вносить в него лад, мир и гармонию.
В результате эволюция природы поднимается со степени стихий-
ности на качественно новый уровень сознательного нравственно-
разумного движения.
Контрольные вопросы
38
ности взлета и упадка, возникнет новая модель мировой цивилиза-            Глобальные проблемы современности – это не чисто экономи-
ции.                                                                   ческие, политические или научные, а прежде всего, проблемы ду-
    Однако, в наше время сохраняются угрозы и не случайно кон-         ховно-нравственные. Выход из этой ситуации виден в принятии
цепции глобального развития характеризуются как поиск «страте-         идеологии «нового аскетизма», то есть изменение социальных ус-
гии выживания».                                                        тановок личности и общества, переориентация человечества с
    Каковы же угрозы наших дней?                                       идеологии роста производства и потребительства материальных
1. Термоядерный пожар.                                                 ценностей на духовное самоусовершенствование.
2. Надвигающаяся близость экологической катастрофы.                        Для этого человечество должно опираться на определенные
3. Опасность, нависшая над человеческой телесностью.                   базисные ценностные ориентации, то есть ценности гуманизма.
4. Кризис человеческой духовности.                                     При таком подходе человек рассматривается как высшая цель об-
    Но можно уверенно сказать, что определенные надежды пре-           щественного развития.
одоления глобальных кризисных процессов существуют:                        Это выражается в мало еще исследованном явлении, как рост
1. Развертывание информационной революции.                             планетарного сознания. Общечеловеческие ценности – это идеал,
2. Утверждение смешанной рыночной и социально защищенной               символ, образец и в таком качестве они имеют право занимать со-
   экономики, нахождение баланса между экономической эффек-            ответствующее место в нашем сознании и мировоззрении.
   тивностью и социальной справедливостью.
3. Становление принципа ненасилия и демократического согла-              3. Космоцентрический взгляд на решение глобальных про-
   сия во внешней и внутренней политике, в групповых и меж-                                     блем человечества.
   личностных отношениях.                                                   Еще в конце XIX века начал формироваться новый взгляд на
4. Объединительные процессы духовной жизни.                            пути развития современной цивилизации с позиций космического
5. Межэтническая и межкультурная интеграция.                           измерения человеческого бытия. Наиболее ярко эту тенденцию
    В рационалистическом секторе накоплено немало способов             представляет русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский,
предсказывания будущего. Но весьма распространены утвержде-            В.И. Вернадский).
ния о том, что будущее непредсказуемо. Сомнения в возможности               Центральная идея этого космоцентрического подхода заклю-
обозревать будущее опираются и на негативный опыт футуроло-            чается в единстве человека и космоса, космической природе чело-
гии. Имеется ввиду множество изданий, появившихся в 50-60-е            века.
годы нашего века. Когда обращаешься к ним, то видно, большин-               Наиболее разработанной идея космизма предстает в филосо-
ство предсказаний не оправдалось.                                      фии общего дела Н.Ф. Федорова. Его концепция – это, прежде все-
    В настоящее время формируется концепция устойчивого раз-           го, регуляция природы, управление ее силами. Задача человечест-
вития. В центре ее находятся те действия, которые люди Земли           ва приводить мир в порядок, вносить в него лад, мир и гармонию.
должны предпринять для обеспечения сопряженного развития че-           В результате эволюция природы поднимается со степени стихий-
ловека и природы. Главная цель прогнозистов ныне состоит в том,        ности на качественно новый уровень сознательного нравственно-
чтобы дать анализ альтернатив деятельности, хода и исхода гло-         разумного движения.
бальных процессов.
                                                                                             Контрольные вопросы

                                                                  38