Составители:
Рубрика:
Поэтому многие моральные нормы, выработанные для регуля-
ции межчеловеческих отношений, должны применяться во взаи-
моотношениях человека с природой. Это, так называемая, косми-
ческая этика.
Чтобы понять Космос необходимо обратиться к проблемам
философского осмысления природы.
В широком смысле слова, природа – это все сущее, или, как
говорили в России, мир божий.
В узком смысле слова, природа – это то, что породило и окру-
жает человека, служит для него объектом познания.
В 1868 году французский ученый Э. Реклю ввел понятие «био-
сфера» для обозначения живой оболочки Земли, слоя животных и
растений. В 20-е годы ХХ века В.И. Вернадский разработал кон-
цепцию биосферы и ввел понятие «ноосферы», т.е. сферы разума,
преобразующего планету. Но в конце XIX века появились первые
признаки ухудшения качества биосферы в следствие развития тех-
ногенной цивилизации. В XIX веке немецкий зоолог Э. Геккель
ввел понятие “экология”, то есть изучение окружения человека.
В 50-60-е годы появилось множество публикаций междуна-
родных сообществ, которые констатировали, что планета нездоро-
ва и природная среда нуждается в принятии срочных мер.
Поэтому формирование экологической культуры является
наиважнейшей в наше время. В этом плане привлекают внимание
контуры новой цивилизации и нового мышления человека. При-
оритеты будут отданы ресурсно- и энергосберегающим технологи-
ям, новым формам человеческого общежития в гармоническом
единстве с природой и обеспечении развития каждого человека.
Контрольные вопросы
1. Что такое индивид, личность и индивидуальность?
2. В чем отличие личности человека от уникальности любой сис-
темы во Вселенной?
3. Каковы основные типы личности?
4. Что такое ценность человека?
5. В чем парадоксальность феномена свободы личности?
6. Каковы типы отношения к жизни и смерти?
7. В чем смысл бессмертия личности?
8. Что такое космическое предназначение человека?
9. В чем суть современного этапа взаимоотношений человека и
природы?
10. Каковы пути преодоления кризиса личности на рубеже XX-
XXI веков?
Рекомендуемая литература
1. Арьев Ф. Человек перед лицом смерти. – М., 1992.
2. Бердяев. Н.А. Философия свободного духа. – М., 1994.
3. Бубер М. Я и ты. – М., 1993.
4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.
5. Ильенков Э.В. Что же такое личность? – М., 1991.
6. Карсавин Л.П. О личности. В 2 т. – М., 1992.
7. Лосский О.Н. Свобода Воли. – М., 1991.
8. Муди Р. Жизнь после смерти. – Л., 1991.
9. Феномен человека: Антропология. – М., 1993.
10. Фромм Э. Человек для себя. – Минск, 1992.
36
Поэтому многие моральные нормы, выработанные для регуля- 6. Каковы типы отношения к жизни и смерти? ции межчеловеческих отношений, должны применяться во взаи- 7. В чем смысл бессмертия личности? моотношениях человека с природой. Это, так называемая, косми- 8. Что такое космическое предназначение человека? ческая этика. 9. В чем суть современного этапа взаимоотношений человека и Чтобы понять Космос необходимо обратиться к проблемам природы? философского осмысления природы. 10. Каковы пути преодоления кризиса личности на рубеже XX- В широком смысле слова, природа – это все сущее, или, как XXI веков? говорили в России, мир божий. В узком смысле слова, природа – это то, что породило и окру- Рекомендуемая литература жает человека, служит для него объектом познания. 1. Арьев Ф. Человек перед лицом смерти. – М., 1992. В 1868 году французский ученый Э. Реклю ввел понятие «био- 2. Бердяев. Н.А. Философия свободного духа. – М., 1994. сфера» для обозначения живой оболочки Земли, слоя животных и 3. Бубер М. Я и ты. – М., 1993. растений. В 20-е годы ХХ века В.И. Вернадский разработал кон- 4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988. цепцию биосферы и ввел понятие «ноосферы», т.е. сферы разума, 5. Ильенков Э.В. Что же такое личность? – М., 1991. преобразующего планету. Но в конце XIX века появились первые 6. Карсавин Л.П. О личности. В 2 т. – М., 1992. признаки ухудшения качества биосферы в следствие развития тех- 7. Лосский О.Н. Свобода Воли. – М., 1991. ногенной цивилизации. В XIX веке немецкий зоолог Э. Геккель 8. Муди Р. Жизнь после смерти. – Л., 1991. ввел понятие “экология”, то есть изучение окружения человека. 9. Феномен человека: Антропология. – М., 1993. В 50-60-е годы появилось множество публикаций междуна- 10. Фромм Э. Человек для себя. – Минск, 1992. родных сообществ, которые констатировали, что планета нездоро- ва и природная среда нуждается в принятии срочных мер. Поэтому формирование экологической культуры является наиважнейшей в наше время. В этом плане привлекают внимание контуры новой цивилизации и нового мышления человека. При- оритеты будут отданы ресурсно- и энергосберегающим технологи- ям, новым формам человеческого общежития в гармоническом единстве с природой и обеспечении развития каждого человека. Контрольные вопросы 1. Что такое индивид, личность и индивидуальность? 2. В чем отличие личности человека от уникальности любой сис- темы во Вселенной? 3. Каковы основные типы личности? 4. Что такое ценность человека? 5. В чем парадоксальность феномена свободы личности? 36