Составители:
Рубрика:
1. Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения
практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни. Поэтому в
ней содержится много частных проблем, связанных с самосознани-
ем людей, этикетом, практическими наставлениями правителям,
старшим и младшим по возрасту людям.
2. Она развивается в тесном взаимодействии с религией. Зачастую од-
но и тоже философское течение предстает и как философия, и как
религиозное течение. Пример тому брахманизм, буддизм, конфуци-
анство.
3. В восточной философии все вещи рассматриваются как комбинации
пяти материальных первооснов: земли, воды, воздуха, огня и дерева.
4. В восточной философии проблема изменения материи, ее строения
не ставится. Материя здесь рассматривается в единстве с ее формой.
5. В восточной философии фактически проблемой познания и логики
занималась лишь индийская школа ньяя. Она исследует 4 источника
достижения истины: восприятие, вывод, сравнение и доказательст-
во.
6. Восточная философия рассматривала социальную проблематику.
Это проблема «вселенского человека», от которого пошло все про-
шлое, настоящее и будущее, а также общечеловеческих ценностей,
человеческих добродетелей, необходимых для самосовершенство-
вания и управления другими людьми.
7. Вся духовная цивилизация Востока несла в себе обращение к бытию
человека, его самосознанию и самосовершенствованию через уход
от материального мира, что не могло не сказаться на всем образе
жизни народов Востока.
Афоризмы Лао Цзы:
Кто знает других, тот умен,
Кто знает самого себя – тот мудр.
Кто понимает, тот немного знает,
Кто много знает, тот не понимает.
Если не превозносить талантов,
То люди не будут и соперничать…
2. Древнегреческая философия.
Древнегреческая философия представляет собой совокупность уче-
ний развившихся с 6 века до н.э. по 6 век нашей эры. Обычно начало
древнегреческой философии связывают с именем Фалеса Милетского,
конец – с декретом римского императора Юстиниана о закрытии фило-
софских школ в Афинах.
О космологизме античной философии.
Спецификой является стремление понять сущность природы, космо-
са и мира в целом. Не случайно первых греческих философов – Фалеса,
Анаксимандра, Анаксимена (милетская школа 6 век до н.э.), позже – пи-
фагорейцев, Гераклита так и называли – физиками (от греч. – природа).
Они искали некоторое первоначало, из которого все произошло. У Фале-
са – это вода., у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь.
Для них характерна стихийная диалектика мышления, особенно это
выражено у Гераклита. Он считал, что все сущее это единство и борьба
противоположностей. Не случайно он считал первоначалом огонь: ог-
ненная стихия самая подвижная среди элементов космоса.
Онтология античной философии.
Одним из важнейших этапов был переход от знания чувственного к
знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Например, уче-
ние пифагорейцев, которые считали началом всего сущего число, а так-
же учение элеатов – Ксенофана, Парменида, Зенона, вычленивших по-
нятие бытия.
Согласно Пармениду, бытие – это то, что можно познать только ра-
зумом, а не с помощью органов чувств. Здесь выразился рационалисти-
ческий характер философии, ее доверие разуму.
Впервые школа элеатов противопоставила знание мнению, т.е.
обычным, повседневным представлениям.
Таким образом, осознание природы мышления стимулировало раз-
витие античной диалектики.
Создателем диалектики как искусства постижения истины считается
Зенон. Ему принадлежат широко известные апории Дихотомия, Ахилл и
черепаха, Стрела и Движущиеся тела. В них поставлены проблемы – как
выразить сущность движения. Он впервые обсуждает вопросы непре-
рывности и бесконечности, доказывает, что ни множество, ни движение
не могут быть мыслимы без противоречия.
Греческий ученый Демокрит доказывает, что бытие есть атом. Он
дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как
наименьшую, неделимую физическую частицу. Таких атомов он допус-
кает бесчисленное множество, тем самым отвергает утверждение, что
бытие одно.
5
1. Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения конец – с декретом римского императора Юстиниана о закрытии фило- практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни. Поэтому в софских школ в Афинах. ней содержится много частных проблем, связанных с самосознани- О космологизме античной философии. ем людей, этикетом, практическими наставлениями правителям, Спецификой является стремление понять сущность природы, космо- старшим и младшим по возрасту людям. са и мира в целом. Не случайно первых греческих философов – Фалеса, 2. Она развивается в тесном взаимодействии с религией. Зачастую од- Анаксимандра, Анаксимена (милетская школа 6 век до н.э.), позже – пи- но и тоже философское течение предстает и как философия, и как фагорейцев, Гераклита так и называли – физиками (от греч. – природа). религиозное течение. Пример тому брахманизм, буддизм, конфуци- Они искали некоторое первоначало, из которого все произошло. У Фале- анство. са – это вода., у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь. 3. В восточной философии все вещи рассматриваются как комбинации Для них характерна стихийная диалектика мышления, особенно это пяти материальных первооснов: земли, воды, воздуха, огня и дерева. выражено у Гераклита. Он считал, что все сущее это единство и борьба 4. В восточной философии проблема изменения материи, ее строения противоположностей. Не случайно он считал первоначалом огонь: ог- не ставится. Материя здесь рассматривается в единстве с ее формой. ненная стихия самая подвижная среди элементов космоса. 5. В восточной философии фактически проблемой познания и логики Онтология античной философии. занималась лишь индийская школа ньяя. Она исследует 4 источника Одним из важнейших этапов был переход от знания чувственного к достижения истины: восприятие, вывод, сравнение и доказательст- знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Например, уче- во. ние пифагорейцев, которые считали началом всего сущего число, а так- 6. Восточная философия рассматривала социальную проблематику. же учение элеатов – Ксенофана, Парменида, Зенона, вычленивших по- Это проблема «вселенского человека», от которого пошло все про- нятие бытия. шлое, настоящее и будущее, а также общечеловеческих ценностей, Согласно Пармениду, бытие – это то, что можно познать только ра- человеческих добродетелей, необходимых для самосовершенство- зумом, а не с помощью органов чувств. Здесь выразился рационалисти- вания и управления другими людьми. ческий характер философии, ее доверие разуму. 7. Вся духовная цивилизация Востока несла в себе обращение к бытию Впервые школа элеатов противопоставила знание мнению, т.е. человека, его самосознанию и самосовершенствованию через уход обычным, повседневным представлениям. от материального мира, что не могло не сказаться на всем образе Таким образом, осознание природы мышления стимулировало раз- жизни народов Востока. витие античной диалектики. Афоризмы Лао Цзы: Создателем диалектики как искусства постижения истины считается Кто знает других, тот умен, Зенон. Ему принадлежат широко известные апории Дихотомия, Ахилл и Кто знает самого себя – тот мудр. черепаха, Стрела и Движущиеся тела. В них поставлены проблемы – как Кто понимает, тот немного знает, выразить сущность движения. Он впервые обсуждает вопросы непре- Кто много знает, тот не понимает. рывности и бесконечности, доказывает, что ни множество, ни движение Если не превозносить талантов, не могут быть мыслимы без противоречия. То люди не будут и соперничать… Греческий ученый Демокрит доказывает, что бытие есть атом. Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как 2. Древнегреческая философия. наименьшую, неделимую физическую частицу. Таких атомов он допус- Древнегреческая философия представляет собой совокупность уче- кает бесчисленное множество, тем самым отвергает утверждение, что ний развившихся с 6 века до н.э. по 6 век нашей эры. Обычно начало бытие одно. древнегреческой философии связывают с именем Фалеса Милетского, 5
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »