Составители:
Рубрика:
3. Средневековая христианская философия.
Это продолжительный этап в истории философии, связанный с хри-
стианством. Хронологически этот период охватывает 5-15 века. Главное
отличие состоит в том, что движение философской мысли было прони-
зано проблемами религии.
Философия раннего христианства называется апологетикой, как фи-
лософское обоснование и защита христианства и деятельности христиан.
Апологетика появилась и начала функционировать в момент становле-
ния церкви.
Истоками раннехристианской философии стали философия Филона
из Александрии и греческая философия, особенно школа стоиков.
Вслед за апологетикой появляется патристика, философское учение
«отцов церкви». Наиболее ярким представителем патристики был епи-
скоп Августин Блаженный. Главные его философские идеи затрагивали
проблемы бытия, движения истории и прогресса, проблему личности
человека, его воли и разума перед лицом Бога. Для него истинная фило-
софия и истинная религия – одно и тоже.
Поэтому в философском обосновании христианства от видел чело-
века, прежде всего в принадлежности к христианской церкви. Он рас-
сматривал два противоположных вида человеческой деятельности: «град
земной» и «град божий».
Его сочинения «Град божий» и «Град человеческий», «Исповедь»
явились основой разработки схоластической философии. Схоластика –
это христианская философия, которая господствовала в школьном пре-
подавании и зависела от теологии.
Ее представители стремились создать стройную систему христиан-
ского мировоззрения, на вершине которого располагалась церковь. Наи-
более яркими представителем этого времени был Фома Аквинский. Его
философия начинается с категории бытия. Наряду с этим он вводит кате-
гории материя и форма. Аквинский полагает, что ничто материальное не
существует без формы, которая зависит от высшей формы – бога. В раз-
работке этой теории он опирался на идеалистические идеи Аристотеля.
Заслуживают внимания социально-философские воззрения Аквин-
ского. Он утверждал, что личность – это самое благородное во всей ра-
зумной природе явление. Она характеризуется интеллектом, чувствами и
волей.
В своем сочинении «О правлении государей» он рассматривает че-
ловека как социальное существо, а государство как организацию, забо-
тящуюся о благе народа. Сущность власти он связывает с нравственно-
стью, в частности с добром и справедливостью. Власть государя должна
быть подчинена духовной власти. Во главе ее на небе – Христос, а на
земле – римский Папа. Эти идеи и сегодня продолжают определять важ-
ное направление католической церкви.
4. Философия эпохи Возрождения.
Это период перехода от средневековья к Новому времени хроноло-
гически охватывает 15-17 века. Именно в эту эпоху закладываются осно-
вы буржуазных общественных отношений, получают развитие науки,
меняются отношения церкви и государства.
Отличительные черты философии 15 – 16 веков:
1. Ориентация на человека.
2. Философское учение этого периода становится антропоцентричным.
3. Мировоззрение людей стало носить ярко выраженный гуманистиче-
ский характер.
В развитии философии этого периода выделяется 2 периода:
1. Реставрация и приспособление античной философии к требованиям
Нового времени. Наиболее яркими представителями этого периода
были Лоренцио Валла, Мишель Монтень, Николло Макиавелли.
2. Возникновение собственной философии, основным течением кото-
рой была натурфилософия. Обращают на себя внимание философ-
ские воззрения Николая Кузанского, Джордано Бруно и других.
В 17 веке наука и ее инструмент разум стали рассматриваться как
полезные инструменты созидания и преобразования мира.
Родоначальником нового подхода к науке является знаменитый анг-
лийский политический деятель и философ Фрэнсис Бэкон. Центральной
частью философии Бэкона является учение о методе (метод индукции).
Его метод увеличивает власть человека над природой, указывает крат-
чайший путь к познанию.
Как и у Бэкона, методология французского ученого и философа Ре-
не Декарта носила антисхоластическую направленность, которая прояв-
лялась в стремлении к достижению таких знаний, которые усиливали бы
власть человека над природой, а не являлись бы средством доказательст-
ва религиозных истин. Его метод называется методом дедукции.
Нидерландский философ Бенедикт Спиноза различает 3 вида позна-
ния: чувственное, познание посредством разума и интуицию, которая
открывает истину.
7
3. Средневековая христианская философия. тящуюся о благе народа. Сущность власти он связывает с нравственно- Это продолжительный этап в истории философии, связанный с хри- стью, в частности с добром и справедливостью. Власть государя должна стианством. Хронологически этот период охватывает 5-15 века. Главное быть подчинена духовной власти. Во главе ее на небе – Христос, а на отличие состоит в том, что движение философской мысли было прони- земле – римский Папа. Эти идеи и сегодня продолжают определять важ- зано проблемами религии. ное направление католической церкви. Философия раннего христианства называется апологетикой, как фи- лософское обоснование и защита христианства и деятельности христиан. 4. Философия эпохи Возрождения. Апологетика появилась и начала функционировать в момент становле- Это период перехода от средневековья к Новому времени хроноло- ния церкви. гически охватывает 15-17 века. Именно в эту эпоху закладываются осно- Истоками раннехристианской философии стали философия Филона вы буржуазных общественных отношений, получают развитие науки, из Александрии и греческая философия, особенно школа стоиков. меняются отношения церкви и государства. Вслед за апологетикой появляется патристика, философское учение Отличительные черты философии 15 – 16 веков: «отцов церкви». Наиболее ярким представителем патристики был епи- 1. Ориентация на человека. скоп Августин Блаженный. Главные его философские идеи затрагивали 2. Философское учение этого периода становится антропоцентричным. проблемы бытия, движения истории и прогресса, проблему личности 3. Мировоззрение людей стало носить ярко выраженный гуманистиче- человека, его воли и разума перед лицом Бога. Для него истинная фило- ский характер. софия и истинная религия – одно и тоже. В развитии философии этого периода выделяется 2 периода: Поэтому в философском обосновании христианства от видел чело- 1. Реставрация и приспособление античной философии к требованиям века, прежде всего в принадлежности к христианской церкви. Он рас- Нового времени. Наиболее яркими представителями этого периода сматривал два противоположных вида человеческой деятельности: «град были Лоренцио Валла, Мишель Монтень, Николло Макиавелли. земной» и «град божий». 2. Возникновение собственной философии, основным течением кото- Его сочинения «Град божий» и «Град человеческий», «Исповедь» рой была натурфилософия. Обращают на себя внимание философ- явились основой разработки схоластической философии. Схоластика – ские воззрения Николая Кузанского, Джордано Бруно и других. это христианская философия, которая господствовала в школьном пре- В 17 веке наука и ее инструмент разум стали рассматриваться как подавании и зависела от теологии. полезные инструменты созидания и преобразования мира. Ее представители стремились создать стройную систему христиан- Родоначальником нового подхода к науке является знаменитый анг- ского мировоззрения, на вершине которого располагалась церковь. Наи- лийский политический деятель и философ Фрэнсис Бэкон. Центральной более яркими представителем этого времени был Фома Аквинский. Его частью философии Бэкона является учение о методе (метод индукции). философия начинается с категории бытия. Наряду с этим он вводит кате- Его метод увеличивает власть человека над природой, указывает крат- гории материя и форма. Аквинский полагает, что ничто материальное не чайший путь к познанию. существует без формы, которая зависит от высшей формы – бога. В раз- Как и у Бэкона, методология французского ученого и философа Ре- работке этой теории он опирался на идеалистические идеи Аристотеля. не Декарта носила антисхоластическую направленность, которая прояв- Заслуживают внимания социально-философские воззрения Аквин- лялась в стремлении к достижению таких знаний, которые усиливали бы ского. Он утверждал, что личность – это самое благородное во всей ра- власть человека над природой, а не являлись бы средством доказательст- зумной природе явление. Она характеризуется интеллектом, чувствами и ва религиозных истин. Его метод называется методом дедукции. волей. Нидерландский философ Бенедикт Спиноза различает 3 вида позна- В своем сочинении «О правлении государей» он рассматривает че- ния: чувственное, познание посредством разума и интуицию, которая ловека как социальное существо, а государство как организацию, забо- открывает истину. 7
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »