Составители:
Рубрика:
Вторая половина века. Людвиг Фейербах отверг идеализм и утвер-
дил антропологический материализм.
По этому пути, но значительно дальше, пошли К. Маркс и Ф. Эн-
гельс. Центральной темой и главнейшей философской идеей становится
идея материалистического понимания истории.
Гегель, Фейербах и Маркс – это рационалистический вектор разви-
тия европейской философии. Ему противостоял иррационализм. А. Шо-
пенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше противопоставили свой тезис: мир
неразумен и человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт,
страх и отчаяние.
7. Современная западная философия.
Современная западная философия отличается от «классического
этапа» рядом особенностей:
Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обяза-
тельность общественного прогресса был нанесен первый удар француз-
ской революцией 1879 года. Общество на поверку оказалось неразумным
и нечеловечным.
Последующие события в Европе и Америке вынудили многих фило-
софов задуматься над действительными возможностями разума и усом-
ниться в значимости просвешения для установления социальной гармо-
нии.
В первой мировой войне 1914 года наука продемонстрировала спо-
собность массового уничтожения человечества.
В 20 веке выдвигается целый ряд новых идей:
Идея изучения отдельного человека и важности ее анализа над ис-
следованиями больших человеческих общностей.
Движение от идеи свободного и разумного человека, способного пе-
ределать природу, общество и лично себя к человеку жестко обуслов-
ленному экономикой, политикой, религией и т.д.
Сознание и разум человека, общественное сознание оказываются
объектом манипуляции со стороны различных сил государства, партий и
даже иррациональных сил.
Проводится идея двух непересекающихся линий человеческого зна-
ния - научного и философского, которые имеют своим конечным про-
дуктом научную истину и философскую правду.
Как видно, новая картина мира поставила в центр истории человека.
Культурное развитие человека отстало от технических возможностей
общества. Поэтому в основе нового гуманизма входят глобальность
мышления, любовь к справедливости и отвращение к насилию. Отсюда
вытекают и новые задачи человечества.
По мнению теоретиков Римского клуба, этих задач ровно шесть:
1. Сохранение культурного наследия.
2. Создание мировой сверхгосударственной общности.
3. Сохранение естественной среды обитания.
4. Увеличение эффективности производства.
5. Правильное использование ресурсов природы.
6. Развитие интеллектуальных, чувственных и телесных способностей
человека.
Основные направления мировой философской мысли 20 века:
1. Феноменология
2. Экзистенциализм.
3. Герменевтика.
4. Психологическая философия.
5. Аналитическая философия.
6. Философия жизни.
Религиозная философия 20 века:
1. Персонализм. Наиболее известные представители Шиллинг, Мунье,
Райт и другие.
2. Неопротестантизм. Представляют данное направление Трельч, Хар-
нак, Тиллих, Бультман и другие.
3. Неотомизм. Это направление начинается с философии следующих
религиозных философов: Маритена, Жильсона, Гвардини, Швейцера
и других.
8. Русская философия: основные направления и особенности
развития.
Особенности русской философии в 11 – 17 веках:
1. Отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в религиозное
мировоззрение.
2. Характеризуется связью с мировой философией и тесно связана с
процессом христианизации, начало которому было положено креще-
нием Руси в 988 году.
3. Ее развитие идет через развитие всей русской культуры.
9
Вторая половина века. Людвиг Фейербах отверг идеализм и утвер- общества. Поэтому в основе нового гуманизма входят глобальность дил антропологический материализм. мышления, любовь к справедливости и отвращение к насилию. Отсюда По этому пути, но значительно дальше, пошли К. Маркс и Ф. Эн- вытекают и новые задачи человечества. гельс. Центральной темой и главнейшей философской идеей становится По мнению теоретиков Римского клуба, этих задач ровно шесть: идея материалистического понимания истории. 1. Сохранение культурного наследия. Гегель, Фейербах и Маркс – это рационалистический вектор разви- 2. Создание мировой сверхгосударственной общности. тия европейской философии. Ему противостоял иррационализм. А. Шо- 3. Сохранение естественной среды обитания. пенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше противопоставили свой тезис: мир 4. Увеличение эффективности производства. неразумен и человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, 5. Правильное использование ресурсов природы. страх и отчаяние. 6. Развитие интеллектуальных, чувственных и телесных способностей человека. 7. Современная западная философия. Основные направления мировой философской мысли 20 века: Современная западная философия отличается от «классического 1. Феноменология этапа» рядом особенностей: 2. Экзистенциализм. Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обяза- 3. Герменевтика. тельность общественного прогресса был нанесен первый удар француз- 4. Психологическая философия. ской революцией 1879 года. Общество на поверку оказалось неразумным 5. Аналитическая философия. и нечеловечным. 6. Философия жизни. Последующие события в Европе и Америке вынудили многих фило- Религиозная философия 20 века: софов задуматься над действительными возможностями разума и усом- 1. Персонализм. Наиболее известные представители Шиллинг, Мунье, ниться в значимости просвешения для установления социальной гармо- Райт и другие. нии. 2. Неопротестантизм. Представляют данное направление Трельч, Хар- В первой мировой войне 1914 года наука продемонстрировала спо- нак, Тиллих, Бультман и другие. собность массового уничтожения человечества. 3. Неотомизм. Это направление начинается с философии следующих В 20 веке выдвигается целый ряд новых идей: религиозных философов: Маритена, Жильсона, Гвардини, Швейцера Идея изучения отдельного человека и важности ее анализа над ис- и других. следованиями больших человеческих общностей. Движение от идеи свободного и разумного человека, способного пе- 8. Русская философия: основные направления и особенности ределать природу, общество и лично себя к человеку жестко обуслов- развития. ленному экономикой, политикой, религией и т.д. Особенности русской философии в 11 – 17 веках: Сознание и разум человека, общественное сознание оказываются 1. Отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в религиозное объектом манипуляции со стороны различных сил государства, партий и мировоззрение. даже иррациональных сил. 2. Характеризуется связью с мировой философией и тесно связана с Проводится идея двух непересекающихся линий человеческого зна- процессом христианизации, начало которому было положено креще- ния - научного и философского, которые имеют своим конечным про- нием Руси в 988 году. дуктом научную истину и философскую правду. 3. Ее развитие идет через развитие всей русской культуры. Как видно, новая картина мира поставила в центр истории человека. Культурное развитие человека отстало от технических возможностей 9
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »