Составители:
Рубрика:
Немецкий ученый и философ Готфрид Лейбниц все истины делит на
истины необходимые (истины разума) и истины случайные (истины фак-
та). К числу истин разума он относил понятия субстанции и бытия,
принципы логики и морали. Источником этих истин, по его мнению, яв-
ляется только разум человека.
5. Европейская философия 18 века.
18 век вошел в историю как век Просвещения. Особо ярко дух Про-
свещения проявил себя во Франции. Ярчайшей фигурой является Воль-
тер. Он приходит к пониманию философии как великого орудия разума в
борьбе против неразумного, отживающего в устройстве общества. Об-
щественное устройство должно обеспечить политическое и юридическое
равенство людей. Социальное и имущественное неравенство он рассмат-
ривал в качестве общественного равновесия и нормального развития
общества. Руссо, автор знаменитого произведения «Общественный дого-
вор», которое явилось теоретическим обоснованием гражданского обще-
ства, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических
прав граждан. Великим начинанием французских просветителей было
создание энциклопедии. Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах были
атеистами. Они обосновывали свой атеизм материалистическим миро-
воззрением. В центре стоит человек, которого они пытаются объяснить
как часть природы, связанную с остальной природой реальными физиче-
скими отношениями. Материя – это строительный материал природы.
Она вечна и обладает движением как своим свойством.
Какова же эволюция британского эмпиризма?
Джон Локк был сторонником эмпиризма, но придавал большое зна-
чение и рациональной форме познания. Этот уклон проявился в его уче-
нии о трех родах познания: интуитивном, демонстративном и опытном
(чувственном).
Джордж Беркли не просто опровергает материализм, он строит ори-
гинальную версию доказательства бытия Бога. Существует бог и сотво-
ренные им души. Мир творится богом через непрерывное воздействие на
души. Бог, а не веши сами по себе, является причиной наших ощущений.
Ощущение – это метки, при помощи которых бог сообщает нам о своем
существовании. Вещи – это устойчивые компоненты таких ощущений.
Их мы воспринимаем в Боге и через Бога.
Центральное место в исследованиях Давида Юма занимают вопросы
теории познания. Его эмпиризм начинается гносеологическим оптимиз-
мом и материализмом Ф. Бэкона и заканчивается скептицизмом и субъ-
ективным идеализмом. То есть он отказался от сведения восприятий к
внешнему миру и к духовной сущности (Богу).
Вместе с тем он не отвергает религию, а считает необходимым со-
хранить религиозную мораль как важнейший источник человеческого
общения.
Существенное место в эпохе Просвещения играет философия вели-
кого немецкого ученого и философа Иммануила Канта. Он поставил пе-
ред собой задачу провести анализ всей предшествующей ему филосо-
фии. Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о су-
ществовании бога, души, свободы (вопросы теоретического разума) от
вопроса практического разума: что мы должны делать? Он показал, что
практический разум шире разума теоретического и независим от него.
Кант подтвердил познаваемость природы, то есть многообразие яв-
лений в пространстве и времени.
6. Европейская философия 19 века.
Для Европы 19 век классический. Первая половина века прошла под
знаменем творчества классиков немецкого идеализма, продолжателей,
но и критиков Канта: И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. К середине века
особенно гегельянство было подвергнуто критике с двух противополож-
ных сторон: со стороны материализма и со стороны идеалистического
иррационализма.
Первая половина века.
Каждый из названных философов создал
свою философскую систему. Вместе с тем, немецкая классическая фило-
софия – это единое духовное образование, которое характеризуется сле-
дующими общими чертами:
Своеобразным пониманием роли философии в развитии мировой
культуры.
Исследовались не только человеческая история, но и человеческая
сущность.
Все представители относились к философии как к специальной сис-
теме философских категорий и идей.
Классическая немецкая философия разработала целостную концеп-
цию диалектики.
Все представители подчеркивают особую роль философии в разра-
ботке проблем гуманизма; предприняли попытку осмыслить человече-
скую жизнедеятельность.
8
Немецкий ученый и философ Готфрид Лейбниц все истины делит на мом и материализмом Ф. Бэкона и заканчивается скептицизмом и субъ- истины необходимые (истины разума) и истины случайные (истины фак- ективным идеализмом. То есть он отказался от сведения восприятий к та). К числу истин разума он относил понятия субстанции и бытия, внешнему миру и к духовной сущности (Богу). принципы логики и морали. Источником этих истин, по его мнению, яв- Вместе с тем он не отвергает религию, а считает необходимым со- ляется только разум человека. хранить религиозную мораль как важнейший источник человеческого общения. 5. Европейская философия 18 века. Существенное место в эпохе Просвещения играет философия вели- 18 век вошел в историю как век Просвещения. Особо ярко дух Про- кого немецкого ученого и философа Иммануила Канта. Он поставил пе- свещения проявил себя во Франции. Ярчайшей фигурой является Воль- ред собой задачу провести анализ всей предшествующей ему филосо- тер. Он приходит к пониманию философии как великого орудия разума в фии. Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о су- борьбе против неразумного, отживающего в устройстве общества. Об- ществовании бога, души, свободы (вопросы теоретического разума) от щественное устройство должно обеспечить политическое и юридическое вопроса практического разума: что мы должны делать? Он показал, что равенство людей. Социальное и имущественное неравенство он рассмат- практический разум шире разума теоретического и независим от него. ривал в качестве общественного равновесия и нормального развития Кант подтвердил познаваемость природы, то есть многообразие яв- общества. Руссо, автор знаменитого произведения «Общественный дого- лений в пространстве и времени. вор», которое явилось теоретическим обоснованием гражданского обще- ства, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических 6. Европейская философия 19 века. прав граждан. Великим начинанием французских просветителей было Для Европы 19 век классический. Первая половина века прошла под создание энциклопедии. Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах были знаменем творчества классиков немецкого идеализма, продолжателей, атеистами. Они обосновывали свой атеизм материалистическим миро- но и критиков Канта: И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. К середине века воззрением. В центре стоит человек, которого они пытаются объяснить особенно гегельянство было подвергнуто критике с двух противополож- как часть природы, связанную с остальной природой реальными физиче- ных сторон: со стороны материализма и со стороны идеалистического скими отношениями. Материя – это строительный материал природы. иррационализма. Она вечна и обладает движением как своим свойством. Первая половина века. Каждый из названных философов создал Какова же эволюция британского эмпиризма? свою философскую систему. Вместе с тем, немецкая классическая фило- Джон Локк был сторонником эмпиризма, но придавал большое зна- софия – это единое духовное образование, которое характеризуется сле- чение и рациональной форме познания. Этот уклон проявился в его уче- дующими общими чертами: нии о трех родах познания: интуитивном, демонстративном и опытном Своеобразным пониманием роли философии в развитии мировой (чувственном). культуры. Джордж Беркли не просто опровергает материализм, он строит ори- Исследовались не только человеческая история, но и человеческая гинальную версию доказательства бытия Бога. Существует бог и сотво- сущность. ренные им души. Мир творится богом через непрерывное воздействие на Все представители относились к философии как к специальной сис- души. Бог, а не веши сами по себе, является причиной наших ощущений. теме философских категорий и идей. Ощущение – это метки, при помощи которых бог сообщает нам о своем Классическая немецкая философия разработала целостную концеп- существовании. Вещи – это устойчивые компоненты таких ощущений. цию диалектики. Их мы воспринимаем в Боге и через Бога. Все представители подчеркивают особую роль философии в разра- Центральное место в исследованиях Давида Юма занимают вопросы ботке проблем гуманизма; предприняли попытку осмыслить человече- теории познания. Его эмпиризм начинается гносеологическим оптимиз- скую жизнедеятельность. 8
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »