Социология. Кравченко В.И. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

17
обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных
ситуациях. Объектом социологического исследования являются кон-
кретное распределение существующих в данном обществе форм и
способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устой-
чивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обуслов-
ливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте
социология изучает широко распространенные, устойчивые и повто-
ряющиеся во времени многообразные формы отношений членов со-
циальных общностей, групп и общества в целом с природным и соци-
альным окружением, динамику развития культуры, которая позволя-
ет определить уровень развития культуры сообществ и, следователь-
но, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.
Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народ-
ность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную
гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индивида на про-
тяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В
результате в историческом процессе возникает множество культур.
Перед социологами встает задача определения существует ли что-
то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком,
существуют ли культурные универсалии.
Важной проблемой социологии является оценка людьми другой
культуры. Часто люди склонны оценивать другие культуры через
призму своей собственной. Такая позиция называется этноцент-
ризмом. Этноцентризм – весьма широко распространенное явле-
ние. Ярким проявлением этноцентризма является всякого рода мис-
сионерская деятельность, начиная от попыток насадить свои ве-
рования, свою религию покоренным народам в период колониза-
ции и кончая современными устремлениями навязать «американ-
ский образ жизни» в Европе, или «советский образ жизни» в дру-
гих странах мира.
Этноцентризму противоречит культурный релятивизм, провозгла-
шающий абсолютную самобытность любой культуры. В соответствии
с этой установкой, любая культура может быть понята только в ее
собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в
ее целостности. Вывод о том, что ни одна ценность, ни один обычай
не могут быть поняты полностью, если их рассматривать в отрыве
от целого, бесспорно, правилен. Но представляется неверным делать
акцент только на самобытности культуры, не увязывая данную куль-